↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Блог » Поиск

До даты
#длиннопост #музыка #картинки
Если окинуть взглядом европейскую культурную жизнь 1815-1825 годов, бросается в глаза некоторая растерянность – вполне естественная после эпохи кровавых революционных потрясений и только отгремевших наполеоновских войн. Что теперь делать? Податься в бунтари, бросить все и уехать в Усть-Урюпинск в Грецию, как лорд Байрон? Прятаться от мира в страшновато-уютных фантазиях, где оживают куклы и щипцы для колки орехов? Искать утешения в сентиментальных картинах мирной повседневности, как предлагает стиль бидермайер?

Композиторы-романтики дали свой ответ: в любой непонятной ситуации пиши песню для голоса и фортепиано!


Мориц фон Швинд. Шубертиада. За фортепиано – Франц Шуберт. 1868 (нарисовано по памяти).
Показать полностью 4
Показать 16 комментариев
#книги #длиннопост

Дело о гибели поэта Владимира Ленского

Даже те из нас, кто давно и прочно позабыл школьную программу по литературе (и, подобно герою Джерома, с тех пор чувствует себя намного лучше), обычно помнят дуэль Онегина и Ленского. Исход ее тоже, кажется, известен всем. Многие без труда перечислят некоторые яркие подробности и назовут имена секундантов.
А если мысленно восстановить последовательность событий в романе, то обнаружится, что и дату дуэли мы знаем совершенно точно. Ссора произошла на балу в честь именин Татьяны, а дуэль – через два дня, то есть 27 января.
(Строго говоря, это было 14 января – по старому стилю. Но Татьянин день мы теперь отмечаем 25-го, а дуэль прочно привязана к этому празднику.)
По такому случаю вспомним, что еще мы знаем об этой дуэли.

Показать полностью 2
Показать 5 комментариев
#картинки #длиннопост

Альбрехт Дюрер: лучшее украшение гения – скромность и 50 автопортретов

Об этом человеке мы знаем много. Живописец и график, разносторонний и самый яркий представитель немецкого Возрождения. До нас дошли не только его картины, рисунки и гравюры (и в числе прочего, да-да, вереница автопортретов, где можно разглядеть его во всех, гм, подробностях). Сохранилось множество письменных источников: его трактаты, переписка, отзывы современников. И первая в европейской истории автобиография художника.


Слева: автопортрет Дюрера в возрасте 13 лет. Справа: дом Дюрера в Нюрнберге (гравюра 18 века).
Показать полностью 7
Показать 16 комментариев
#длиннопост #музыка #картинки

Приходил к нам полярник Евгений Петров,
Он рассказывал нам о себе,
Как полжизни на нем было восемь штанов
И сосулька на нижней губе.
(с)


Классическую музыку часто воспринимают как что-то возвышенное, эфемерное и далекое от грубой реальности. А между тем она служила людям поддержкой в обстоятельствах, которые ничем не напоминали строгое изящество консерваторских залов или пышность театральных интерьеров.
Скажем, такую музыку слушали полярники – люди суровые и брутальные. Везли ее с собой на край света и слушали в ледяной тьме полярной ночи. Не только классику, конечно, и народные песни, и разные популярные мотивчики… впрочем, ведь и оперные арии были в свое время именно такими популярными мотивчиками.

Показать полностью 5
#музыка #картинки #длиннопост
Ну вот и зима. И на дворе, и по календарю. По такому случаю – всем немного классической зимней музыки за мой счет!

1. «Зимняя дорога» (Г. Свиридов, иллюстрации к повести Пушкина «Метель»)


Иван Айвазовский. Зимний пейзаж

Один из серии музыкальных эпизодов для экранизации пушкинской повести. В моем личном рейтинге это самая-самая зимняя-презимняя музыка. Морозный воздух, снежная пыль летит в разгоряченное лицо, перезвон колокольцев, а кругом – белая пелена и нахохлившиеся елки.
Показать полностью 12
Показать 2 комментария
#музыка #картинки #длиннопост
В честь грядущего Хеллоуина и соответствующего конкурса – немного страшно-ужасной классической музыки.
Вообще мистических сюжетов, потусторонних сил и разной нечисти там полным-полно… и сверх того еще три штучки с половинкою! (с)
Вот несколько известных вещей.


1. «Дьявольская трель», она же «Дьявольская соната» (Джузеппе Тартини)


Официальное название этого произведения совершенно прозаическое – соната соль минор. Почему она вдруг «дьявольская»?
Показать полностью 7
Показать 8 комментариев
#книги #музыка #длиннопост

Прочитала книгу Иэна Бостриджа «”Зимний путь” Шуберта: анатомия одержимости». Такие вещи трудно рекомендовать – специалистам они и так известны, а для широкой аудитории вроде обычно не предназначены. Но Бостридж элегантно сочетает в своей книге сразу несколько уровней повествования. Музыковедов он лукаво подталкивает к очередному витку дискуссии об ассимиляции триоли. Любителям «Зимнего пути» заботливо вкладывает в ладонь ключик к этой шкатулке с секретами. А просто любопытствующих читателей развлекает историческими и естественнонаучными экскурсами. Легкость без легкомыслия, непринужденность без панибратства, насыщенность без сумбура.


Показать полностью 5
Показать 11 комментариев
#опера #длиннопост
Бородатый анекдот
В театре.
– Тише, увертюра!
– От увертюры слышу!


В завершение поговорим о том, с чего опера обычно начинается.
Увертюра (прелюдия, интродукция) – инструментальное вступление к спектаклю, которое исполняется перед началом действия.

Типичная увертюра звучит так.

Хлопанье двери в оркестровой яме, шаги дирижера, неуверенные аплодисменты.
Оркестр (величественно). Та-да-дам!
Испуганный голос в зале. А!!! Что? Уже началось?
Оркестр. Ту-ру-ру, ру-ру, ру-ру-ру!
Возмущенный голос. …да-да, вот так прямо и сказала, представляешь?
Деловитый голос. …еще бутылку игристого и бумажные полотенца! Все, отбой, я в театре!
Показать полностью 2
Показать 13 комментариев
#опера #длиннопост

1607-й. Хороший год? Плохой? Ну, если вас зовут Гаем Фоксом, то, пожалуй, плохой. В том смысле, что вы уже умерли, а голову вашу выварили в арахисовом масле – всего год назад, после того как вас застукали в палате лордов пятящимся с мешком на спине – а мешок дырявый, и из дыры в нем сыплется порох. 1607-й отмечен также появлением новой пьесы всеми любимого барда, Уильяма Шекспира, а именно «Антония и Клеопатры». Отмечен он и созданной Галилеем технической новинкой, компасом, благодаря которому вы можете теперь с большей легкостью отыскивать путь по вонючим и мглистым улицам Южного Лондона, направляясь в театр, где дают пьесу мистера Шекспира. Что у нас есть помимо этого? Дайте подумать… Ах да, как я уже сказал, у нас есть опера. Опера. Чего ж вам еще?
Стивен Фрай. Неполная и окончательная история классической музыки

Показать полностью 7
Показать 20 комментариев из 29
#опера #длиннопост #картинки

Бородатый анекдот
Вахтер говорит опоздавшему на оперу:
– Проходите в ложу, только тихо.
– А что, уже все спят?


Это я к тому, что в наших оперных разговорах не охвачено еще несколько важных тем (предыдущий пост вот тут, если что).
Скажем, русскую оперу мы затронули лишь мимоходом. А ведь это заметное явление в мировой музыке, хотя и не такой раскрученный бренд, как русский балет.

Показать полностью 12
Показать 20 комментариев из 22
#опера #длиннопост
Мы поговорили о разных оперных голосах по отдельности. Но ведь не может же быть, чтобы всю оперу исполнил один-единственный певец, будь он самый распрекрасный тенор или сопрано?
А вот и может! Например, в опере Франсиса Пуленка «Человеческий голос» (1958) всего один исполнитель: героиня разговаривает по телефону со своим бывшим возлюбленным…
Однако это все-таки редкость, обычно без взаимодействия разных голосов не обойтись.


Показать полностью 2
Показать 1 комментарий
#опера #длиннопост
Ну что ж, мы обсудили теноров, баритонов и женские голоса. Кто еще не охвачен нашим благосклонным вниманием? Правильно, БАСЫ.

Суровая быль
Морозная русская зима. Встречаются бас и тенор.
Бас (зычно, во все горло): «Ба, брат тенор! Здравствуй! Как дела?»
Тенор (кутаясь в шарф и прикрывая рот рукой, почти беззвучно): «Потом-потом... Летом поговорим!»


Голоса теноров хрупки и нуждаются в бережном обращении. Басы обычно прочнее и любят щегольнуть своей неуязвимостью и вредными привычками вроде курения.
Между тем настоящий бас, как и тенор, голос довольно редкий. Давайте же ценить тех басов, которые у нас есть!
Показать полностью 3
Показать 20 комментариев из 35
#опера #длиннопост
После теноров и баритонов поговорим для разнообразия о женских голосах – ведь в опере никак нельзя обойтись без женщин.
«Вообще-то можно», – сказал Бенджамин Бриттен… и написал в 1951 году своего «Билли Бадда» по мотивам повести Мелвилла, автора «Моби Дика». В опере Бриттена более двадцати действующих лиц – и ни одной женщины!
Но все-таки верхние строчки в рейтинге самых популярных опер занимают «Кармен», «Тоска» и «Травиата».


Онегин Ленскому:
– Скажи, которая Татьяна?..

Показать полностью 3
Показать 20 комментариев из 25
#опера #длиннопост
В прошлый раз мы перемыли косточки тенорам (даром что большинство из них отнюдь не костлявы), настала очередь баритонов.

Ныне баритоны потеснили теноров в сердцах меломанов – низкий голос ассоциируется у нас с мужественностью и кажется привлекательнее. Однако так было не всегда: баритоны выдвинулись на первый план лишь в 19 веке, спустя более двухсот лет после зарождения оперы.



Старинный афоризм
Все оперные сюжеты сводятся к тому, что тенор и сопрано стремятся переспать, а баритон им мешает.
Показать полностью 3
Показать 20 комментариев из 68
#опера #длиннопост

Бородатый анекдот
– Папа, что такое опера?
– Это, сынок, такой спектакль, который начинается в семь вечера, и когда ты через три часа смотришь на часы, они показывают семь двадцать!


Я тут как-то начинала разговор про оперу. Почему бы не продолжить? Еще столько увлекательных тем не охвачено!
Вот, скажем, тенора – оч-чень увлекательная тема. Самые статусные, звездные, высокооплачиваемые оперные исполнители, начиная с эпохи бельканто (первая половина 19 века) и до наших дней. Человек, далекий от оперного театра, при попытке вспомнить какого-нибудь певца немного помучается и назовет, скорее всего, Карузо или Паваротти.


Показать полностью 2
Показать 20 комментариев из 48
#интересное #опера #длиннопост
Сегодня в досужем разговоре всплыла тема так называемой «культуры чести», и я поделилась с собеседником занятным наблюдением. Поделюсь и тут.

Есть такое стихотворение у советского поэта Игоря Кобзева, пусть послужит эпиграфом.
А все-таки было бы хорошо,
Чтоб в людях жила отвага,
Чтоб каждый по городу гордо шел
И сбоку болталась шпага!

И пусть бы любой, если надо, мог,
Вломившись в дверь без доклада,
С обидчиком честно скрестить клинок
И твердость мужского взгляда.

Как сладко
за подленькое словцо,
За лживую опечатку
Врагу в перекошенное лицо
Надменно швырнуть перчатку!

И почти комическое завершение этого пылкого монолога:
Показать полностью 5
Показать 20 комментариев из 23
#картинки #интересное #длиннопост
В Англии есть графство Йоркшир, а в Йоркшире — крохотный городок Тирск с населением в пять тысяч человек. Название это мало кому знакомо, а вот сам город знают многие. Именно он известен поклонникам Джеймса Хэрриота под названием Дарроуби. Именно здесь с молодым ветеринаром происходили веселые и грустные приключения, которые он потом описал в своих книгах.
В путеводителях Дарроуби занимает две-три строчки, и то не всегда. А уж если его и описывают, то как серенький городок на реке Дарроу с рыночной площадью, вымощенной булыжником, и без каких-либо достопримечательностей, если не считать двух старинных мостов. Но выглядел он очень живописно: над бегущей по камешкам речкой теснились домики, уступами располагаясь по нижнему склону Херн-Фелла…
Вот она, эта рыночная площадь.
Показать полностью 24
Показать 20 комментариев из 24
#опера #длиннопост
Зашел разговор о том, почему оперные спектакли в наше время воспринимаются зрителем с трудом. Вопрос этот занимает многих, свидетельством тому – множество шутливых и вполне серьезных инструкций на тему «Как слушать оперу» (см. примечание в конце).
А и правда – почему оно так? Кто виноват и что делать?
Оперный спектакль складывается из четырех компонентов: либретто, музыка, режиссура, исполнение. Основа всего – музыка, но для восприятия важны все составляющие. И каждая из них сама по себе может вызывать восторг, ужас, недоумение или скуку.


1. ОПЕРНЫЕ ЛИБРЕТТО
Их надо просто принять как данность. И ни боже мой не пытаться анализировать и искать логику, это чревато заворотом мозговых извилин, а они еще вам пригодятся для высших целей.

Хорошая новость. Оперы часто основываются на сюжетах книг, и тогда либретто обычно (но не всегда, не всегда) выглядит почти пристойно.

Плохая новость. К по-настоящему забористым и укуристым либретто даже сами исполнители не могут привыкнуть на протяжении десятилетий, а при попытках пересказать сюжет дело, бывает, доходит до нервного срыва. Будьте осторожны, берегите себя, привыкайте постепенно!

Рекомендация. Если вы благоразумны, лучше начинать с лайтовых вещей – «Евгений Онегин» (ну и «Пиковая дама» тогда уж), «Травиата», «Риголетто».
Если склонны рисковать, то можно перейти сразу к «Трубадуру» (еще вариант – «Сила судьбы», она тоже очень хороша и почти так же безумна). После этого все остальные оперные сюжеты кажутся воплощением логики, нормальности и здравого смысла. Бонус: да и вообще все остальные сюжеты чего угодно, включая сериалы и фанфики.


2. МУЗЫКА
Для начала лучше выбрать какую-нибудь классическую оперу.
Классическая опера представляет собой вереницу отдельных номеров (арии, дуэты, ансамбли), свободное пространство между которыми заполнено… чем-нибудь. Ну, как в фигурном катании – есть прыжки и есть все остальное. Или как в кексе – есть изюминки и есть то, что между ними. Наиболее популярные оперы (Моцарт, Верди, Бизе, Чайковский) выстроены именно по номерному принципу.
И зачастую зрители выковыривают эти оперные «изюминки», игнорируя все остальное.

Хорошая новость. Так тоже можно.
В этом случае опера выглядит примерно следующим образом.

Увертюра (тут важно не упустить момент, когда оркестр уже перестал бессмысленно пиликать, настраивая инструменты, и началась собственно опера – да-да, это уже она, неважно, что люди в зале продолжают шуршать, болтать и кашлять, не уподобляйтесь им, если дирижер уже машет палочкой – бежать поздно). Речитатив, хор, какая-то красивая ария, речитатив, речитатив, хор, еще красивая ария, речитатив, речитатив, да когда же оно кончится…
Антракт. Буфет, шампанское. Еще шампанское.
Второе действие. Борьба со сном. Тычок локтем от соседа, на плече которого вы устроились вздремнуть. Попытки сообразить, что происходит на сцене. Красивая ария, сосед кричит «браво» прямо вам в ухо. Речитатив, хор, речитатив. Красивая ария… черт возьми, эту музыку я знаю, так вот она откуда, тирьям-пам-пам! Тычок локтем от соседа, которому не нравится, что вы подпеваете вслух. Речитатив. …ААА, что это?! Оркестр гремит, голос солиста взмывает к небесам, кругом треск и блеск, буря, цунами, землетрясение!! Что это было?.. Это был оперный финал. Занавес, аплодисменты.

Теперь надо проявить известную ловкость и выбраться из водоворота толпы, потому что половина зрительного зала хлынула вперед, к сцене, чтобы похлопать артистам и запечатлеть в памяти (собственной или цифровой), как они выходят на поклоны, трогательно путаясь в занавесе, а вторая половина в это время с тем же пылом устремилась в гардероб в надежде избежать очередей. (Спойлер: у них не получится. Очередь в гардероб – это нечто вроде краеугольного камня, если вынуть его из основания театра, то все рухнет. Поэтому в театрах все устроено так, чтобы очереди ни в коем случае не становились короче. Своей толкотней в гардеробе после спектакля мы поддерживаем хрупкий храм искусства, давайте помнить об этом и не злиться чрезмерно.)

Плохая новость. Не все оперы имеют номерную композицию. Чем ближе к современности, тем выше вероятность, что в этом кексе вовсе не будет никаких изюминок, то есть напевных запоминающихся мелодий, которые можно насвистывать по дороге домой. В особо сложных случаях остается ощущение, что оркестр настраивал инструменты все три часа кряду, а певцы весь вечер забавлялись вокальными экспериментами, забыв исполнить для вас собственно оперу.

Рекомендация. Начинать лучше, опять же, с хитов. Если понравится «Травиата», «Кармен» или «Севильский цирюльник», то есть вероятность, что потом подтянутся и остальные. Такого, чтобы с самого начала нравился, скажем, только Вагнер, или Прокофьев, или Бриттен, обычно не бывает. Хотя тут, как и везде, не угадаешь, какой магнит окажется притягательнее.


3. РЕЖИССУРА

Опасность первая. Вам попалась археологическая древность, присыпанная нафталином.
Декорации навевают смутные воспоминания о детсадовских новогодних утренниках. Герои нарядны, торжественны и неподвижны, как антикварная мебель, и силятся передать всю гамму человеческих чувств одним лишь движением густо подведенных бровей, как профессор Снейп из фанфиков (но они не профессор Снейп, поэтому получается так себе).

Рекомендация. Представить, что вы попаданец в прошлый (или позапрошлый) век и волей обстоятельств оказались в тогдашнем театре. Наводить двойной лорнет на ложи незнакомых дам, обмахиваться веером (или хотя бы программкой) и все такое.

Опасность вторая. Вам попался модный, экстравагантный, современный популярный режиссер-новатор.
...Статуя Командора приходит в гости в костюме римского папы и с топором. Почему с топором? Вот видите, как мало вы знали о римском папе.
...Онегин не стреляется с Ленским, а сбивает его мотоциклом. Вы недовольны? Считайте, вам повезло, в прошлый раз они… но тс-с, это могут прочитать дети!
...Гамлет разгуливает по сцене голышом. А вы думали, почему вам в гардеробе так настойчиво предлагали бинокль?

Рекомендация. Развивайте эмпатию, учитесь сопереживать. Посмотрите на тенора с ведром на голове, ему тоже плохо. Вы-то хоть можете отвернуться, а ему деваться некуда. Посмотрите на сопрано. Думаете, ей нравится петь вверх тормашками? Кармен тоже не в восторге от того, что приходится танцевать на канате в костюме Кинг-Конга, но у нее дома трое детей, а вы ведь в курсе, какие нынче цены на все. Взгляните на баритона. Он плачет. Это настоящие слезы. Потому что вы пока не знаете, что ему повелевает сделать в следующей сцене режиссерский замысел, а он уже знает. Вы-то после спектакля пойдете домой, а ему потом еще в глаза коллегам смотреть. Что касается баса, то режиссер, по-видимому, взял в заложники всю его семью, ничем другим объяснить происходящее невозможно.

Хорошая новость. Удачные постановки – яркие, острые, изящные, эффектные и при этом осмысленные – не такая уж редкость, как может показаться. И если режиссер правильно подберет ключик к этой шкатулке, она раскроется и явит, как на ладони, все свои ослепительные сокровища.


4. ИСПОЛНЕНИЕ
Мы избалованы кинематографом. Мы смотрим фильм и предъявляем множество претензий актерам: как-то не так выглядит, что-то не то играет… А ведь перед нами результат множества дублей и разного рода технических ухищрений, которые подтягивают реальность к желаемому результату. Но зритель все равно то и дело недоволен.
В опере все еще сложнее. Главное для исполнителя – вокальные данные. Внешность и актерский талант – по остаточному принципу, как повезет. А мы ведь привыкли оценивать создаваемый образ именно по этим двум качествам! Почему вдруг Ромео убелен благородными сединами и оснащен отнюдь не бутафорским брюшком? Как почтенная матрона с недвусмысленно женственными формами может изображать… даже не Джульетту, а, скажем, хрупкого юношу Керубино?

Плохая новость. Решения у этой проблемы нет. Опера – это музыка и пение, а голос небесной красоты и тончайшая музыкальность могут найти пристанище в абсолютно любой телесной оболочке.

Хорошая новость. Современный оперный театр все же стремится преодолеть это противоречие и сделать шаг навстречу зрителю, которому и так нелегко. Исполнители сами понимают, что от них ждут не просто пения, а сценической убедительности, и стараются соответствовать.

Откровение. В тех случаях, когда все три качества – голос, внешность и актерский талант – сочетаются в одном человеке, эффект увеличивается не в три, а в трижды три раза.

Сомнительная рекомендация. Для начала можно попробовать такую щадящую форму соприкосновения с искусством, как фильмы-оперы, где за визуальную часть отвечают хорошие актеры, а поют за них хорошие певцы. Но это спорное решение. Иногда оно работает, но зачастую не помогает вторичной вере, а губит ее на корню. Отчуждение голоса от исполнителя, которое должно бы по идее сгладить условность, на деле только усиливает ее. Лучше уж запись удачного спектакля.


***

Собственно говоря, опера и в былые времена нравилась далеко не всем. Толстой в «Войне и мире» выразительно описывает, как Наташа Ростова изнывает от скуки на оперном представлении, и многие зрители с легкостью узнают в этом описании себя. (Интересно, что бы сказал Толстой, узнав, что «Война и мир» теперь существует и в виде оперы, а «Анна Каренина» – в виде балета?)
Зато оперу любили Гофман и Булгаков, а у Гончарова в «Обломове» знаменитая ария Нормы Casta diva предстает как воплощение всего живого, дышащего и прекрасного.

Преодолеть условность в этом жанре невозможно. Он весь выстроен на условности.
…Герой умирает, зрители уже поглядывают на часы и в сторону выхода, но умирающий вдруг приподнимается на локте и поет проникновенно еще с четверть часа, выделывая такие фиоритуры, на которые и здоровый-то не способен.
…Героиня совсем было собралась стукнуть канделябром по голове негодяя и насильника, но, уже замахнувшись, вдруг остановилась, чтобы излить свои чувства в душераздирающей арии, и негодяй в свою очередь замер и терпеливо ждет, когда о нем вспомнят.

Опера – особое пространство, со своим языком и своими законами.
Но если уделить ей немного доброжелательного внимания, она вас вознаградит – безоглядным детским восторгом, душевным подъемом и ощущением, какое бывает после счастливого сна, когда долго еще продолжаешь улыбаться, не в силах объяснить, что именно тебя так обрадовало.

Примечание. Интересующихся вопросом отсылаю к фундаментальному труду Питера Грэммонда «Опера. Притворись ее знатоком».
Если говорить серьезно, то вот, например, небольшая справка от Арзамаса и целый набор очерков «Из чего состоит опера».
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 43
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть