↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Belkina
16 августа 2021
Aa Aa
#опера #длиннопост

1607-й. Хороший год? Плохой? Ну, если вас зовут Гаем Фоксом, то, пожалуй, плохой. В том смысле, что вы уже умерли, а голову вашу выварили в арахисовом масле – всего год назад, после того как вас застукали в палате лордов пятящимся с мешком на спине – а мешок дырявый, и из дыры в нем сыплется порох. 1607-й отмечен также появлением новой пьесы всеми любимого барда, Уильяма Шекспира, а именно «Антония и Клеопатры». Отмечен он и созданной Галилеем технической новинкой, компасом, благодаря которому вы можете теперь с большей легкостью отыскивать путь по вонючим и мглистым улицам Южного Лондона, направляясь в театр, где дают пьесу мистера Шекспира. Что у нас есть помимо этого? Дайте подумать… Ах да, как я уже сказал, у нас есть опера. Опера. Чего ж вам еще?
Стивен Фрай. Неполная и окончательная история классической музыки


В представлении широкой аудитории опера как жанр начинается с Моцарта, то есть со второй половины 18 века. А между тем возникла она намного раньше, в эпоху барокко, на рубеже 16–17 веков.
Взглянем на ее истоки.

Итак, на дворе начало 17 века, и опера только-только народилась на свет. Не всякий вид искусства может с такой точностью назвать дату своего рождения. А опера – может. Даже две даты!
Первой в истории оперой считается не сохранившаяся «Дафна» Якопо Пери, это 1598 год. А первая опера в нашем современном понимании – «Орфей» Монтеверди, он-то как раз и появился в 1607 году. Вот небольшой фрагмент. Неплохо для 1607-го, правда?
Монтеверди и его современники создают оперу в ее классическом понимании: арии и ансамбли, речитативы, хоровые партии, оркестровые увертюры перед началом действия и интерлюдии, во время которых меняются декорации.

Ну вот, опера написана. Что теперь? Теперь нужны певцы.

Пока у нас все партии поют мужчины. Еще с того времени, как сам святой Павел, ни больше ни меньше, объявил, что женщинам в церкви лучше помалкивать, певицы обратились примерно в такую же редкость, как ведьма за утренней чашкой кофе в доме епископа. Да, но если нет женщин, то кому же брать высокие ноты? Кто возьмет верхнее до? Похоже, без посторонней помощи в этом деле не обойтись. Если вы понимаете, к чему я клоню. Посторонняя помощь требуется, но выясняется, правда, что это помощь вашего личного хирурга...
Стивен Фрай. Неполная и окончательная история классической музыки

Да-да, ведущие партии в барочной опере исполняли певцы с высокими женоподобными (ангельскими в тогдашнем понимании) голосами – кастраты.
Женщины на сцену поначалу действительно не допускались. И потом, когда уже наступила эра оперных примадонн, еще долго считалось, что кастраты превосходят их выносливостью и техникой.
Операции подвергали мальчиков, проявивших способности к пению, в надежде сделать из них звезд сцены. Знаменитые певцы-кастраты действительно были нарасхват и получали баснословные гонорары. Но таковыми становились единицы, а в большинстве случаев операция просто безнадежно калечила человеческую судьбу. Не редкостью был и смертельный исход.
Смысл кастрации состоял в том, чтобы остановить половое созревание и предотвратить возрастную ломку голоса. При этом организм продолжал взрослеть, увеличивался объем легких, и в итоге певец, сохранив высокий голос (сопрано, меццо или контральто), был способен на виртуозные и продолжительные вокальные пассажи, недоступные женщинам-певицам.


Фаринелли (настоящее имя Карло Броски), один из известных певцов-кастратов 18 века.

Так ли хороши были эти голоса в действительности? Судить трудно. Современники кастратов оставили множество восторженных отзывов, но нам, возможно, это пение показалось бы слишком механистичным.
Впрочем, мы располагаем записью одного из последних певцов-кастратов – Алессандро Морески. Не ждите многого: великим певцом Морески не считался, а запись сделана в 1902 году, качество – понятно какое. Звучит это так: Ave Maria.

В наши дни партии, написанные для кастратов, исполняют женщины или контратеноры.
Мы уже говорили о том, что женщины в опере иногда выходят в мужских ролях. Но обычно они изображают мальчиков или совсем молодых юношей, а вот в барочной опере женскими голосами поют вполне зрелые герои древности или рыцарского средневековья – Цезарь, Нерон, Роланд… Довольно непривычно.
Впрочем, контратеноры с непривычки тоже звучат странно.
Искусство пения контратенором возродилось во второй половине 20 века – вместе с интересом к барочной музыке.
Контратенор (контртенор) – самый высокий из мужских оперных голосов, альт или сопрано.
…Нет-нет, не беспокойтесь! В этом случае обходится без, гм, членовредительства. Просто контратеноры используют для пения не основной голос, а фальцет. В мирной жизни они могут говорить и петь баритоном или даже басом, но целенаправленно развивают именно фальцет (то есть технику звукоизвлечения, при которой колеблются лишь края голосовых складок).
Вообще-то фальцет в оперном пении не приветствуется. Это ясно даже из названия: falsetto – фальшивый, ложный. Фальцетный регистр – «головной», а певцу, будь он тенором, баритоном или басом, положено петь в «грудном» регистре, который обеспечивает глубокий, выразительный, полетный звук. Фальцет обычно звучит более плоско и бледно… Обычно, но не всегда.

Далеко не все из контратеноров хороши, у многих слишком заметен жестковатый металлический призвук. Но конкретно в барочном репертуаре, который и создавался для голосов такого типа, лучшие из них производят сильное впечатление.
Попробуйте отрешиться от предубеждения (если оно у вас есть) и послушать. Во-первых, это красиво (с). Нет, серьезно, очень красиво. Вот: Андреас Шолль, ария из кантаты Вивальди.

Эпоха барокко тяготеет к драматической экспрессии, к наглядной выразительности, к ярким индивидуализированным образам. Время требовало певцов-актеров – и получило их. Опера для тогдашней аудитории – все равно что первый в истории фильм, причем сразу цветной и со спецэффектами.
И это было потрясение. Такие роскошные декорации! (Известен спектакль, где они менялись 67 раз…) Явленные во плоти античные боги, императоры, герои рыцарских романов! Невероятные чудеса – огнедышащие драконы, кентавры, проносящиеся по воздуху колесницы, бури, пожары, извержения вулканов!
Не забываем о приглашенных международных звездах с невероятными голосами. Причем вздорные примадонны могут прямо на сцене устроить всамделишную потасовку, не предусмотренную автором оперы…

Театральная машинерия и эскизы декораций (Франция, рубеж 17–18 веков).






Барочная опера уже в 18 веке была отвергнута, а затем почти забыта, и лишь в наше время открыта и оценена заново.
Возможно, нас сегодняшних привлекает ее странная двойственность. Гротескная роскошь декораций – и мечтательная меланхолия героев. Звенящее эмоциональное напряжение – и необъяснимая медлительность действия. Изысканная чувственность – и суховатый аскетизм. Нелепые переусложненные либретто – и упоительная чистота мелодий. Наивность – и изощренность. Осязаемость – и недоступность, будто наблюдаешь сквозь вуаль за каким-то диковинным праздником.
Музыка ангельская, эльфийская, инопланетная. Хрупкие паутинные ниточки, застывшие, остекленевшие, кажется, дунь – ничего не останется. Но эта хрупкость пережила века, не тронутая бурями и потрясениями, и снова манит нас, загадочная, смутно тревожная, прекрасная.




1. Ballo De OrsiТанец медведей («Каллисто» Кавалли).
Начнем с инструментального фрагмента. Опера написана на известный мифологический сюжет о нимфе Каллисто, которую ревнивая Юнона превратила в медведицу. Но этот прелестный танец, обаятельный, приглашающий, будто мягко берущий под руку, не связан с историей напрямую, он просто украшает собой действие.
Сцена из спектакля. Можно смотреть спокойно, ни один медведь не пострадал!

2. Плач Дидоны When I am laid in Earth«Мной выбран путь, мне в землю лечь…» («Дидона и Эней» Пёрселла).
А вот среди всех наших оперных подборок впервые возникает ария на английском языке! В Англии не было собственной оперной школы, за исключением как раз периода барокко, и Генри Пёрселл – его крупнейший представитель.
Сюжет тоже известный: троянский герой Эней вынужден оставить свою возлюбленную, карфагенскую царицу Дидону, и та, умирая, поет эту нежную и горькую арию, оплакивая свою судьбу. Remember me, but forget my fate…
Элин Манахан Томас.

3. Ария Гения Холода What power art thou?«Что ты за сила?» («Король Артур» Пёрселла).
И еще известная ария Пёрселла. История внутри истории – небольшое сказочное представление, которое разыгрывают духи по приказу волшебника: Купидон будит Гения Холода, олицетворяющего зиму, и тот неохотно просыпается.
Три прекрасных – и настолько разных! – исполнения.
Баритон Дэвид Греко – непривычно быстрый темп, и от этого ощущение дрожи, пробирающей до костей.
Бас-баритон Петтери Саломаа – а здесь Гений Холода, одеревеневший на морозе, едва в состоянии пошевелиться и почти стонет, потревоженный в его тягостном глубоком сне.
Контратенор Андреас Шолль – вроде бы ангельский высокий голос, но так странно и жутко это слышать, и ясно, что перед тобой существо нечеловеческой природы.

4. Ария Анастасия Vedrò con mio diletto«Когда я вижу любимую» («Джустино» А. Вивальди).
Сладкозвучный Вивальди и одна из самых красивых арий во всей барочной опере: византийский император Анастасий поет о любви к жене, похищенной недругом.
Филипп Жаруски – очень плохой баритон. По его собственным словам. И великолепный контратенор, как мы можем убедиться сами.

5. Ария Селима Tu m'offendi«Ты обижаешь меня» («Истина в испытании» Вивальди).
Либретто этой оперы представляет собой немыслимую путаницу семейных и любовных отношений. Благородный герой Селим внезапно узнает, что его настоящей матерью является законная жена султана, а не наложница, как все думали. А его брат, считавшийся наследником престола, на самом деле бастард – от этой самой наложницы. В этой арии Селим уверяет брата, что будет любить его по-прежнему, несмотря ни на что.
Филипп Жаруски.

6. Ария Селима Un tenero affetto«Нежная привязанность» («Истина в испытании» Вивальди).
А здесь Селим выражает сыновнюю любовь и к своей новообретенной матери. Он вообще такой всю дорогу. Покладистый. Редкое качество для оперного героя! Все бы такими были… Или нет, если бы все были такими, не было бы у нас никакой оперы.
Филипп Жаруски.

7. Ария Дардана Pena tiranna«Жестокая мука» («Амадис Гальский» Генделя).
Опера Генделя на сюжет средневекового романа. Дардан и Амадис любят принцессу Ориану. Злая волшебница, которая в свою очередь влюблена в Амадиса, берет в плен всех троих, а потом предлагает Дардану принять облик Амадиса и явиться к Ориане…
Известнейшая ария, в которой Дардан поет о муках безответной любви.
Якуб Орлинский – клип по мотивам оперного либретто, очень порочный барочный по духу, хотя и в современных декорациях.

8. Ария Альцины Ah! Mio cor! Schernito sei«Ах, мое сердце! Над тобой посмеялись» («Альцина» Генделя).
Моя самая-самая любимая барочная ария для женского голоса.
Сюжет снова средневековый: злая волшебница Альцина удерживает у себя на острове рыцаря Руджеро, обманом добиваясь его любви. Но чары рухнули, Руджеро оставляет ее, и Альцина оплакивает его уход и свое бессилие.
Рене Флеминг – ария длинная, даю ссылку на ее заключительную часть. Но вообще она прекрасна вся.
Фрагмент спектакля: Патрисия Пётибон – воистину волшебница, фея, чаровница. Постановка занятная – Гендель в стиле БДСМ, хо-хо! Но такая трактовка вполне уместна, учитывая скрытый и явный эротизм сюжета и музыки. Впрочем, эта сцена ничьей скромности не оскорбит (тех, кто желает нескромностей, отсылаю к полной версии спектакля, она есть на ютьюбе). А здесь еще не упустите момент превращения на последних секундах.

9. Ария Морганы Credete al mio dolore«Поверь в мою боль» («Альцина» Генделя).
Гендель – это позднее барокко, зрелое (1735 год), уже совсем близко к нам, очень понятно, очень трогает. И вот еще одна ария из этой оперы, и в ней так же выкристаллизовалась чистая музыкальная драма.
Моргана, сестра Альцины, увлекается прекрасным незнакомцем и отвергает своего прежнего возлюбленного Оронте. Но незнакомец оказывается… переодетой женщиной, невестой пленного рыцаря, которая отправилась спасать жениха. И Моргана возвращается к Оронте, умоляя его о прощении.
Сабина Пуэртолас.

10. Пассакалья Les plaisirs ont choisi pour asile«Наслажденьям избран для укрытья сей приют» («Армида» Люлли).
Как это было в том советском анекдоте? Вы, конечно, будете смеяться, но нас опять постигла тяжелая утрата (с). Волшебница Армида – вы не поверите! – берет в плен христианского рыцаря. Да, опять. Такова ужасная участь рыцарей в барочной опере. Или не очень ужасная, это уж, как говорится, whom how.
Итак, Армида пленяет крестоносца Рено, но влюбляется в него и решает не убивать, а оставить себе. И приказывает духам развлекать его, пока она отсутствует. Духи, приняв облик счастливых влюбленных, танцуют пассакалью и поют гимн любви.
Сирил Овити, оркестр Les Arts Florissants.
Изумительной красоты сцена из спектакля – наслаждение в химически чистом виде. Как этот серебристый блеск к концу страстного танца тонет в румянце и жарком золоте…
Барочным операм вообще удивительно везет с постановками. Оно и понятно: барочная музыка – материя нежная и хрупкая, неосторожных прикосновений не терпит.

БОНУС
Упомянутые выше оперы – сплошь драмы да трагедии.
А вот «Платея» Жана-Филиппа Рамо – пародия на оперы-сериа (то есть серьезные драмы на мифологические и исторические сюжеты).
Истинная история царевны-лягушки: Юпитер, желая замести следы своих измен и избежать гнева ревнивой супруги, делает вид, что влюбился в уродливую болотную нимфу Платею…
Забавная интермедия: лягуха пробралась в оркестр и хулиганит!
И целая двадцатиминутная сцена. Увы, на французском, без перевода, но пантомима достаточно выразительна. Зеленовая квакающая Платея (это роль-травести для высокого тенора), уверенная в своей неотразимости, всерьез намерена взойти на Олимп и всех там очаровать. Под Олимпом в этой постановке подразумевается мир высокой моды, олимпийские боги – селебрити… Кто досмотрит до конца, увидит самого Юпитера в облике Карла Лагерфельда. И котика! :3
16 августа 2021
20 комментариев из 29
Belkina
О, "Альцина" сама по себе чудесная, а этот спектакль - просто бриллиант! Психологический триллер с элементами эротического хоррора. %)
Вот кстати полную из Экса надо бы послушать. Заодно глянуть что там за контратенор - судя по фрагменту не тот, которого приглашали в БТ.
Likoris
О-хо-хо, да, я тоже все мечтаю, когда можно будет спокойно ездить куда угодно... И, прислушиваясь к организму, понимаю, что сначала метнусь в Вену, Мюнхен или Париж. Море не убежит! А вот нужный спектакль/каст - можно больше и не поймать. И так уже столько всего пропустила. :(

А в эксовской "Альцине" контратенор - Жарусски (в Большом вроде Дэвид Хансен был). Он тут в кадр не попал, но очень собой спектакль украсил. Там вообще состав зачетный: прекрасно играют, прекрасно поют, прекрасно выглядят.
Belkina
Ох, да мне плевать уже на спектакль/каст. Только пустите меня в театр, где не будут вянуть уши (спойлер - для этого особо много не надо, музыкальный слух у меня откровенно фиговенький, но в театрах, до которых я могу добраться сейчас, уши вянут даже у меня зачастую). И чтобы я за неделю могла хотя бы раза 3 сходить на разные спектакли.
Так что я посматриваю уже даже на Польшу и/или Венгрию. По принципу - что ближе.

Да, в БТ Хансен был, по крайней мере я на него ходила. Но, кажется, никого другого и не было.

Ага, гляну. Записи из Экса вообще радуют своим стабильно высоким уровнем, что постановки, что исполнения. Черняковскую Кармен я заслушала просто до дыр. А Тоска какая чудесная была в 2019...
Еще бы туда поехать не стоило бы дороже Байройта, было бы вообще прекрасно, эх...(
Likoris
Йе-е-е, три раза за неделю - это по-нашему! %)
Польша и Венгрия - тоже вариант. Европейское театральное пространство едино, так что постановки и исполнители там ходят по кругу. Но вообще понимаю, я тоже весной дошла до кондиции, когда согласна была на что угодно, и когда дорвалась, хватала все кряду.

Про Экс тоже только мечтаю пока... И про Глайндборн, там тоже все такое заманчивое. И таблеток мне от жадности, и побольше, побольше! (с)
Belkina
тут недавно была шутка про то, что финансовая состоятельность это когда можешь ходить в мариинку, когда захочется
Просто Ханя
Дыа-а-а-а! И это даже не шутка, а сермяжная правда жызни.
А когда ты можешь ходить в Большой сколько захочешь - это ты уже Крёз и Рокфеллер в одном лице.
Belkina Да хоть 7 за 7 дней, было бы только на что! Это в БТ по сторублевкам я могла один и тот же спектакль в разных составах посмотреть три раза за время одного блока, а тут билеты подороже будут. Так что разное хотелось бы))) Даже пусть и в разных городах)

Ну да. В Польше даже теоретически есть шанс и что-то балетное выловить, от чего мне не станет плохо. Про Венгрию не знаю.

Меня еще просто волнует вопрос с билетами на спектакли. Боюсь, что с неплоной заполняемостью залов, что в Венскую оперу, что в Ла Скала попасть не так просто. Поэтому смотрю на менее популярные театры.

Фестивали это - да... Как не хотеть на все?
У меня план Байрой-Экс-Зальцбург. Вот наступит осень, опять буду гипнотизировать сайт предзаказа билетов на Байройт.
Но если с Байройтом я смирилась, что поеду туда одна (где ж я найду кого-то еще настолько чокнутого?), то Экс точно надо планировать с кем-то сообща. Чтобы хоть какая-то экономия, а то Франция в одиночку это совсем разорительно.
Likoris
Хм, да, с билетами там не очень. И у нас в Большом сурово, билетов в два раза меньше, и разлетаются они в секунды, глазом моргнуть не успеешь. До всей этой истории было совершенно свободно... ну если не Нетребко и не Доминго заявлены. %) И в Вене, кстати, перед самой пандемией было очень все гуманно (опять же, если там не Кауфман какой-нибудь). Но теперь все резко поплохело и в этом отношении тоже. :(

В сторону Экса я пока только думаю, очень уж все зыбко, не знаешь, как вообще планировать такие штуки. Но буду тоже держать руку на пульсе.
А в Байройте вам будет хорошо... хоть и разорительно, да. Но все равно - это же сбывшаяся мечта! :) Разок в жизни надо осуществить.
Belkina
Вот поэтому и... Пока с вами переписывалась, прикинула, что идеально было бы долететь до Вены, а от туда автобусом в Будапешт и, наверное, Краков.
Ну да, я перед пандемией очень облизывалась на Ла Скалу - хотела таки успеть увидеть Роберто Болле в Даме с камелиями или в Онегине *очень печальный вздох*, так там тоже с билетами было ве вполне адекватно - в смысле их реально было купить.

Так аналогично. Экс - это однозначно не про следующий год. Тем более даже по допандемийным ценам я прикидывала, что меньше чем с 1к у.е. туда лучше не соваться, если планировать посетить больше одно спектакля.
Хотя Байройт вряд ли встанет дешевле. Но другой вопрос, что там вообще трэш с билетами. Их можно просто банально не суметь купить, особенно на премьеру. С другой стороны у меня есть "нычка" в Мюнхене, чтобы отсидеться между спектаклями.
Likoris
О, я в Будапеште театр только снаружи видела. :) А вы вот, может, и внутри посмотрите, чего там делается. И в Вене вдруг что-нибудь все-таки получится ухватить заодно.
А в Мюнхене можно не только отсиживаться между спектаклями, а тоже просочиться в Баварскую оперу, поглядеть на фирменный мюнхенский мухомористый укур! Живьем я ничего более дикого, чем там, пока не видела. %)) Но там и хорошие вещи есть, и исполнители тусят годные... И с билетами вроде поспокойнее.

А вот Экс - да, приходится пока отложить. :( С фестивалями вообще сложнее.
Belkina
Самый большой укур я видела в Ганновере. Были в гостях пару лет назад и я не смогла не дойти до театра.
Да, знаю что Мюнхен это вполне себе вариант. И кстати по наблюдениям там зачастую есть в наличии недорогие билеты. А вот дорогие быстро разбирают.
Я еще в Берлин хочу, но там меня в первую очередь балетная труппа интересует.
Likoris
Ага, в Мюнхене с билетами сравнительно неплохо. Мы покупали, и даже довольно дорогие, не особо заморачиваясь с датой открытия продаж. Просто подумали "А почему бы нам не?..", зашли на сайт, увидели нужное и купили. А раз укур вам не страшен, то действительно почему бы и не?
В Берлин я перед самой пандемией еще собиралась. Как раз торопилась паспорт новый оформить. Оформила... и сижу вот теперь, как дура, с паспортом. %)
Belkina
Я пыталась в Мюнхен на Полунина попасть как-то (ну да, балетно я еще больший маньяк, но там мне вообще не угодить). И просто офигела, увидев кучу относительно недорогих билетов незадолго до спектакля. До сих пор жалею, что не полетела(((

Зато как только все откроется рванете с паспортом сразу и вездеХ)
Likoris
Там балет, по-моему, менее популярен, чем опера. Видимо, даже с Полуниным... Что ж, значит, тем легче поймать шанс за хвост!

Да, ждем вот на низком старте, когда уже откроется. Хоть помечтаем пока. :)
Belkina
Все, мне надо уходить из треда, а то я только что чуть не купила билет на самолет в Вену на ноябрь. (Кармен и Летучий Голландец, м-м-м...)
Likoris
*сбегала на сайт, посмотрела каст* ЫЫЫ!
А в этой Кармен, помнится, еще должна быть обнаженная мужская натура. Хорошая постановка, одобряю! И Клементин Марген мне нравится.
И Голландец ничего такой.
ЫЫЫ!
Да, надо сворачивать эти разговорчики, а то билеты купятся сами собой, без участия мозга. %)
Belkina
Вот-вот:) Закрунгляемся. А то у меня еще сертификаты о вакцинации нет - надо сначала его получить, а потом планы строить.

Венгерский театр кстати красивый снаружи (да, я успела уже и на его сайте посмтреть, что есть).
Likoris
Ага, венгерский очень красивый, я давным-давно в Будапеште была, а вот прямо запомнился.
Ладно, значит, закругляемся. Будем пока готовить свои сертификаты и паспорта. :)
Спасибо огромное) Какой чудесный рассказ! Слушаю и наслаждаюсь. «Орфей» Монтеверди впечатлил, и сама постановка, певцы и музыка, хотя лучше не разделять, все вместе)
Остальное ещё буду слушать))
Rainiya
И вам спасибо! :) Рада, что нравится рассказ, и отдельно рада, что нравится «Орфей». Я каждый раз поражаюсь заново - четыреста лет ему, а до сих пор так свежо звучит.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть