↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Asteroid

Автор, Иллюстратор

Фанфики

8 произведений» 
Кошмар Гермионы
Джен, Мини, Закончен
4.9k 35 119 1
Ронни-пухл и дело о пропавшем хвосте
Джен, Мини, Закончен
1.9k 28 75 2
Окклюменция: Начало
Джен, Мини, Закончен
2.4k 42 160 1
Уизли — гады?
Джен, Мини, Закончен
2.5k 58 162 2
Обычный день в клетке
Джен, Мини, Закончен
5.8k 10 107

Фанарт

5 работ» 

Подарки

1 подарок» 
ПодарокИстинный воин Дракона
От Samus2001

Награды

27 наград» 
11 лет на сайте 11 лет на сайте
29 октября 2023
5 артов 5 артов
30 ноября 2022
5 рекомендаций 5 рекомендаций
29 ноября 2022
10 лет на сайте 10 лет на сайте
29 октября 2022
500 комментариев 500 комментариев
22 марта 2022

Блог » Поиск

До даты
#размышления #gaming #game_dev #много_букв
Поиграл таки в Victoria 3, и вот отзыв и немного размышлений о том, как оно должно было бы быть.

Сразу скажу, что абсолютно не рекомендую брать игру - сырая и багованная.

1. Как для игры в экономику страны там нет затрат на перемещение товаров и сырья между регионами. Чтобы вы поняли весь масштаб: везти на гужевом транспорте ткань из Москвы в Аляску, чтобы там сшить из неё одежду, и эту одежду опять везти обратно в Москву - это выгодно, потому что... на Аляске чуть ниже средние зарплаты.
Получается, никаких связей между отраслями нет, никакой связи регионов. И, соответственно, никакого планирования. Просто строй чего тебе не хватает там, где зарплаты ниже.

1а. Также, нет учета товаров. Там хитрожопая система рынка, когда необходимое сырье немедленно покупается по рыночной цене, из него производится товар, который также немедленно продается на рынке по текущей рыночной цене, и всё. Никаких запасов. Всё просто отображается в денежном эквиваленте.
Даже постройка зданий - есть шкала стоимости постройки, и когда она полностью заполнится, здание считается построенным.
Перепроизводство товара приводит просто к снижению его цены на рынке, и всё. Кстати, я не сразу понял, что эта хитрожопая система полностью исключает такую вещь, как кризис перепроизводства - товара-то нет! ))
Есть "дефицит", когда покупателей больше, чем продавцов. Он приводит к повышению цены, но останавливаются ли предприятия из-за дефицита, или всем хватает и они просто работают, покупая дико подорожавшее сырье - я как-то не подумал проверить.

2. Как для игры в мировую экономику там нет кучи всего. Ни показателей общего оборота, ни сравнения сальдо импорта и экспорта. Ни сравнения разных путей по затратности. Вы просто выбираете, что и куда экспортировать, вам покажет, сколько требуется неких конвоев для охраны и всё. Вообще не представляю, как там соперничать за рынки сбыта, кроме войны.
С чужими конвоями можно воевать своим флотом, но насколько это эффективно - я не проверял.

В целом, то что импорт товаров вымывает деньги из страны - это не только не очевидно, но и контринтуитивно, потому что с пошлины растет доход государства. То есть, начинаете импортировать всё подряд, и ваш доход сильно растёт. А то, что уровень жизни у народа падает - а фиг его знает, отчего это происходит. Если заглянуть в статью расходов народа, то видно, что дело в дороговизне товаров. Наверное, подумает не понимающий тонкостей торговли игрок, надо больше импортировать. )))
Экспорт товаров, кстати, интуитивно кажется невыгодным. Потому что из-за экспорта цена на внутреннем рынке растёт, отчего народ больше денег тратит на этот товар, и соответственно, вроде как, уровень жизни можно поднять, если сократить экспорт.
И мы плавно переходим к следующему пункту:

2а. Невозможность управлять торговой политикой.
В стриме, который я смотрел, перед тем как попробовать, игрок за Россию очень сильно хотел поднять уровень жизни народа (отыгрывал он в общем), но у него никак не получалось обеспечить народ дровами. Потому что приходили внешние покупатели, и покупали почти всю древесину. Как же он подгорал. )))
Твой рынок - не совсем твой. За любыми дешевыми товарами в любой момент приходят внешние покупатели, и забирают сколько хотят. Ты хочешь обеспечить свою промышленность дешевым сырьем, и сам продавать товары с высокой степенью передела на дорогих внешних рынках? А фиг тебе. Придут, и что хотят возьмут.
Даже эмбарго не совсем останавливает торговлю. Остальные торговые политики вообще смешны. Кого остановит 20% пошлина при разнице цен в разы?
При этом, опять-таки, сильная неочевидность происходящего. Вот в чём разница между тем, если ты продаешь свой товар на внешнем рынке, где он стоит дорого, или если к тебе придут внешние покупатели и заберут его по дешевой цене твоего рынка? Тем, что тебе надо тратиться на конвои, если торгуешь ты. Так что, самому вроде как и не выгодно торговать.

3. Как для игры в политику там нет подкупа и прочих прелестей дипломатии. И в целом оно всё как-то не очень понятно и прозрачно. И просто не очень. Ну, и нелогично: можно впрячься в внутренний конфликт в Польше, и словить войну с Китаем, который во всё это зачем-то влез. Причем, Китай влез вообще без каких либо требований, просто так лям солдат положил убитыми.

4. Как для игры в войну оно вообще ни о чём. Ну, тут разработчики сразу говорили, что игра не о покраске. И в целом, с концепцией автоматической войны я согласен - честнее. Поскольку игра об построении эффективной экономики.
Но, блин, баги! Если твои войска находятся на территории врага в момент заключения перемирия, то... территория переходит к другой стране, а они застревают, и выйти уже не могут - передвижение по чужой территории запрещено. Так и остаются стоять внутри другой страны.

5. Как для игры в управление внутренней политикой, игра странная. Не скажу, что полное днище, но и интересным это назвать нельзя. Есть борьба за власть между группировками, но как-то оно всё вяло, и ни к чему не ведёт.

Теперь о том, чего бы хотелось в идеальной игре.
В целом, основная концепция Виктории очень интересна. Так то, напишу только, что стоило бы добавить к этой игре.

1. Учет товаров, и что самое важное - золота.
Ничто не должно браться из ниоткуда и исчезать в никуда.
Золото добывается на рудниках, и его в обороте становится всё больше, но экономика растёт гораздо более высокими темпами, и золота всегда в дефиците. Если монарх накопил много золота в казне, значит - его осталось мало у народа, и вся экономика начинает буксовать.

2. Борьба групп людей за своё благосостояние.
В том числе преступными методами. То есть, низшие классы устраивают забастовки, воруют, грабят и восстают, а высшие - воруют, устраивают заговоры, интриги и восстают.
Высший класс - главная опора правительства и главный враг экономики, потому что эти люди обеспечивают легитимность, и они же замыкают кучу денег на свою потребность в роскоши.

2а. Недовольство своим уровнем жизни обостряется, если в других странах похожие группы имеют более высокий уровень жизни. Ну, вот как наш средний класс сильно недоволен, тем, что на западе живут лучше.
Недовольство тем сильнее, чем лучше группы людей знают о неравенстве. То есть, неграмотные рабочие не особо в курсе, что во Франции рабочие живут лучше. Но вот высшие слои населения прекрасно знают, как живут их коллеги в Европе, и очень этим недовольны.
Так что, опять таки, высший класс будет настойчивее требовать условий для роста своего уровня жизни. Но, эти же условия приводят к снижению уровня жизни всех прочих. Потому что экономика - это игра с околонулевой суммой.

3. Разделения страны и правительства.
В игре игрок сам строит все здания. Самое смешное , что игра проповедующая рыночную веру, вообще не имеет свободного предпринимательства. Даже капиталисты - это наемные рабочие на ваших заводах. )))
В реальном мире правительство и страна - это разные вещи. И это очень важный момент. Правительство просто не может управлять всем - тупо не хватит управляющего аппарата.
Нет, можно нарастить бюрократический аппарат, но эти люди не сильно повысят эффективность страны (в те времена), зато, стране их придется кормить, причем, дорого кормить. И в принципе, страна могла бы себе это позволить, если была бы вещью в вакууме. Но внешнее давление просто этого не позволит - неэффективные страны будут чем дальше, тем больше отставать от соседей, у которых есть аппетиты.

В общем, представляется идеальная игра как-то так. Страна - это территория, населенная людьми, сбивающимися в группы и конкурирующими меж собой. В стране есть главная организация - правительство (то есть вы), и куча маленьких: дворяне-землевладельцы, промышленики, и т.д. Главный игрок задает правила всем остальным, но совокупная сила и богатство всех остальных выше, чем у вас.
И главная задача игрока, не строить домики самому, а уговорить вот этих маленьких игроков начать строить домики. Ну, а те ведомы только своей выгодой и представлениями о том, что правильно. Так что, подавляющее большинство дворян потратит деньги на роскошь, чтобы не ударить в грязь лицом перед коллегами. И это головная боль - заставить их вложиться в производство.
Главная задача - обеспечить экспоненциальный рост, чтобы не отстать. Но рост не может длиться бесконечно, рано или поздно игрок споткнется об внутренне или внешнее сопротивление, недостаток ресурсов или рабочих. И придется изыскивать резервы и пути развития, придется искать баланс между поддакиванием элите и выжиманием из неё денег, между промышленниками и землевладельцами, между тратами на армию и развитие, между необходимыми изменениями общества (отмена крепостного права) и гневом не желающего меняться и терять прибыль общества, между затратами сил внутрь и наружу.
И каждый раз, выйдя из тупика рост опять продолжится, пока не упрется в следующее препятствие. А в самом финале внутренних препятствий уже практически не остается. И только другие страны, негодяи этакие, мешают расти. И так у всех главных стран, а поэтому - да начнется Первая Мировая Война!
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 36
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть