↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Терраса с видом на море (джен)



Автор:
Беты:
Фандом:
Рейтинг:
R
Жанр:
Общий, Детектив
Размер:
Макси | 390 Кб
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Лёгкая летняя история с нехитрой детективной начинкой. Солнце, море, немного июньского Рима и прочих итальянских реалий.
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Глава 5

Выходные пролетели беззаботно и незаметно. Наши гости отлично украсили собой компанию, — Кароль с нехарактерным для него воодушевлением общался с Джанлукой, а Джулия, к моему удивлению, пришлась по душе моим деткам — со Стефом она очень забавно кокетничала, и ему это страшно нравилось, а с Кьярой то и дело шепталась о каких-то дамских секретах. Бель, напротив, была молчаливой и, кажется, немного скучала, но с ней такое случалось — наверное, просто устала за неделю. Я надеялся, что следующие дни проведу в тишине, допишу статью и спокойно займусь текущими делами, но уже в понедельник мой блестящий план начал давать течь — позвонил возможный заказчик и попросил о встрече. Во вторник к этому добавилось настойчивое приглашение на какой-то круглый стол, посвящённый реставрации, причём состояться он должен был уже завтра — о чём думали организаторы, не извещая людей заранее, непонятно. В среду рано утром позвонила Бель, завела длинную песню про какие-то очередные бумаги, и я сдался, поняв, что поездки в город не избежать. Пришлось срочно напяливать приличную одёжку и тащиться в Рим.

С заказчиком всё обошлось — он оказался человеком конкретным и деловым, задачу обозначил чётко, а кроме того, не требовал от меня немедленно всё бросить и заняться его проблемами, удовлетворившись принципиальным согласием взяться за эту работу. Воодушевлённый таким началом, я успел заехать домой, принять душ, сменить рубашку и на сборище в капитолийских музеях явился без опоздания, мечтая быстренько развязаться с этим пунктом, заскочить в офис и вечером укатить обратно. Как бы не так.

Народу набилась тьма-тьмущая, дебаты шли весьма оживлённо, но главное — прямо напротив меня обнаружился знакомый субъект из маститых реставраторов, признанный солидный мэтр и мой постоянный оппонент на подобных мероприятиях. Против него лично я ничего не имел, да и не уважать его благородные седины было бы свинством, но мы не сходились с ним в некоторых технических вопросах, а главное — в общем подходе к делу, и его это сильно задевало. Он цеплялся ко мне каждый раз, как видел, и не отвечать на его нарочитые выпады было просто невозможно. Я старался быть вежливым — в отличие от него — но это не всегда выходило. Конечно же, модератор мероприятия, один из капитолийских музейщиков, об этом знал, и наверняка выдернул меня нарочно, понимая, чем это кончится. Видимо, расчёт был на то, что своей перепалкой мы очень удачно развлечём публику.

— Реставрация — дело тонкое, — вещал патриарх, снисходительно поглядывая в мою сторону. — Она, знаете ли, сродни хирургии... и потому все действия должны быть тщательно согласованы и десять раз проверены. Я убеждён, что настоящая реставрация может существовать только под крылом крупных музеев и ни в коем случае не должна скатываться до уровня частной лавочки. Только жёсткий профессиональный надзор защищает нас от ошибок, а он возможен только посредством самого тесного взаимодействия с музейным сообществом. Присутствующий здесь синьор Коста, несомненно, иного мнения — видимо, он считает, что профессорство в Сапиенце и его статус эксперта позволяют ему пренебречь мнениями музейных коллег.

Да чтоб тебя уже моль сгрызла, старый ты перец. Этот пассаж был чистой воды подхалимажем в адрес устроителей и одновременно очередным — и совершенно несправедливым — щелчком мне по носу. Я никогда ничего не имел против музейщиков — мой собственный отец, между прочим, всю жизнь работал в качестве музейного реставратора живописи, и старик это прекрасно знал. Но одно дело — сами музейные, среди них имелась масса классных спецов, истово любящих и знающих своё дело, и совсем другое — система, которой они были вынуждены соответствовать. Неповоротливая бюрократическая махина не позволяла принимать решения тогда, когда это было действительно необходимо, и работала со сбоями и скрипом — то денег нет, то начальство в дурном настроении, то "общественное мнение" внезапно срезонировало в министерстве, и последнее выкинуло очередное коленце, требуя от музея немедленно заняться чем-то совершенно иным, более "актуальным". А погибающие памятники тем временем ветшали, гнили и осыпались — какие-то на улицах, а какие-то и вовсе в запасниках тех же самых музеев. На мой взгляд, реставрационные центры с соответствующей сертификацией являлись куда более гибкой и удобной структурой, не столь подверженной излишней ангажированности. Не говоря уж о том, что крупные музеи всегда имели свои собственные интересы, свою внутреннюю генеральную линию развития, и это тоже нужно было учитывать — или участвовать в её формировании, становясь идеологом и забыв про реальную реставрационную работу. Это было не про меня — я любил то, чем занимался. Поэтому и предпочитал существовать рядом, но не внутри этого, постоянно и охотно пользуясь советами, привлекая консультантов и обращаясь к конкретным экспертам, в том числе и музейным — к тем, чьё участие требовалось прямо сейчас, и мнение которых не зависело от спущенных сверху дурацких директив. И уж конечно, я никогда не брал на себя решения, которые не входили в мою прямую компетенцию.

Но неугомонный старик упорно считал меня варваром, гробящим прекрасные памятники в погоне за быстрыми барышами.

— Ну почему же, синьор Легаро, — любезно оскалился я, — как раз наоборот, вы не угадали. Я полностью согласен с вами — особенно по поводу вашей изящной медицинской аналогии. Сравнив наше дело с хирургией, вы очень точно подметили суть — ведь к хирургическому вмешательству прибегают тогда, когда промедление смерти подобно, и когда всякая профилактика и, как нынче говорят, "зож", не только не помогут, а навредят, оттянув необходимое вмешательство. Наши с вами коллеги из музеев, присутствующие здесь, охотно это подтвердят, я уверен. Что же касается моего экспертного статуса, то я скромно полагаю, что его основной смысл в том, чтобы реально оценивать собственные возможности и не считать себя непогрешимым. Обратиться за квалифицированным советом и получить его без проволочек — это ли не ценность, правда? Я полагаю, это и есть то самое "тесное взаимодействие с музейным сообществом", о котором вы упомянули.

— Музейные работники — люди, служащие высокой идее! — напыщенно воскликнул Легаро. — Это взаимодействие подлинных единомышленников, которым не надо ничего объяснять — они и так в теме, потому что работают настоящей командой! А вы — и такие, как вы — коммерциализировали это взаимодействие, сведя его до банальной торговли. Как можно получить дельный совет, если человек приходит со стороны?

— Вы ставите под сомнение квалификацию музейных работников? — ужаснулся я. — Вы?! Ни за что не поверю, синьор Легаро. Видимо, я вас не так понял.

Со стороны публики послышались сдавленные смешки. Модератор с наслаждением наблюдал этот цирк и только что руки не потирал.

— Конечно, не поняли! — фыркнул Легаро. В пылу перепалки он явно не замечал, в каком положении оказался. — Люди соглашаются вам помогать, потому что вы им платите, а не потому, что считают вас серьёзным профессионалом. Не хочу сказать, что вы полностью некомпетентны, нет, — но ваша самоуверенность вредит делу, и вы упускаете много важного. Вы просто покупаете оценки экспертов — те, которые вам подходят. А вот если бы вы работали в музейной системе, такого бы не происходило — вас бы вовремя остановили и поправили.

Это было уже слишком. Я откинулся на спинку стула и выставил раскрытые ладони.

— Синьор Легаро, при всём уважении — вы понимаете, в чём только что косвенно обвинили наших уважаемых музейных коллег? Вы обвинили их в отсутствии этики и в мздоимстве. А как же идея, о которой только что шла речь? Или они служат идеалам выборочно, с понедельника по пятницу и только в рабочее время? Я точно знаю, что это не так. Или вы намекаете на то, что в музеях сотрудникам не платят, и они просто вынуждены терпеть компанию таких неучей, как я?

Я повернулся к сидящему рядом знакомому куратору археологического музея и озадаченно поинтересовался:

— Синьор Мези, у вас сотрудникам платят?

— Исправно, — выдавил он, изо всех сил стараясь не расхохотаться. — И высокая идея, кажется, не очень от этого страдает.

— Ну слава богу, — выдохнул я. — А то я уже начал волноваться — синьор Легаро всегда так прекрасно говорит, что веришь каждому слову.

Зал лёг от смеха. Легаро побагровел, попытался что-то сказать, но модератор, видимо, решил, что пора прекращать балаган — не ровён час, ещё удар хватит старца.

— Полагаю, синьор Коста выразил общее мнение — ваше красноречие, как и всегда, на высоте! Браво, мэтр! — и бурно захлопал. Овацию поддержали, и возмущённые возгласы Легаро потонули в аплодисментах. Он сердито зыркнул на меня и понемногу успокоился, взяв себя в руки, — как-никак, хлопали-то ему, нельзя же сидеть с кислой миной.

Дальше всё пошло прилично и сугубо по делу — несколько интересных вопросов, в обсуждении которых я с удовольствием поучаствовал, сгладили ситуацию, и даже Легаро вставлял вполне дельные замечания, не пытаясь больше ни с кем препираться. Однако мероприятие затягивалось, и я с тоской думал, что на виллу сегодня можно и не успеть — Бель ведь тоже не просто так настаивала, чтобы я приехал. Наверняка и там застряну.

Наконец выступающие кончились, и организаторы пригласили нас всех выпить по рюмке. Я протискивался в общей толкучке, подняв повыше бокал и перебрасываясь фразами со знакомыми, и тут кто-то поймал меня за локоть.

— Ну ты дал жару, синьор Коста.

Вот уж кого я не ожидал здесь увидеть. Розина мазнула губами по моей щеке и помогла пробиться в угол посвободнее.

— А, перестань. Старая песня, всё как обычно. Он всегда со мной ругается, причём с одинаковым результатом — скучно живётся, наверное. Сегодня ещё коротко вышло. Ты чего здесь?

— Как чего? Довольно крупное же мероприятие, положено. Расскажи, как там у вас дела?

— А обязательно здесь? Пошли хоть кофе выпьем, что ли... тут дышать нечем. Ну, если ты с делами закончила.

— Закончила, — махнула рукой Розина. — Можно бы ещё потолкаться, конечно, но в принципе мне и так хватит на материал. Пошли.

Мы вышли на волшебную капитолийскую лестницу, и я на минутку остановился, оглядывая открывающийся вид. Чудилось, что позади меня почти осязаемо постукивает копытами конь Марка Аврелия, и грозный окрик императора заставляет невольно выпрямить спину; вниз уходили ступени, созданные гением одного неистового флорентийца, а дальше бурлил поток современного города, огибая островки вечности пусть и почтительно, но не особенно церемонясь.

— Рим — это свет, да? — негромко произнесла Розина, с пониманием глянув мне в лицо.

— Да. Но за электричество, как известно, платит Милан, — отозвался я, вернув ей вторую часть любимого высказывания её северных сограждан, и мы одновременно рассмеялись. Розина побежала вниз, несолидно пританцовывая на широких ступенях, мы перебрались через шумную площадь и устроились на террасе ближайшего кафе. Она взяла коктейль и закуску, я ограничился кофе.

— Не обедала, — пояснила она, жадно уплетая крошечные брускеттки. — Ношусь весь день как бобик... ну как дела-то? Рассказывай.

Я закурил, наблюдая, как она ест. Несмотря на прошедшие двадцать лет и безупречный внешний вид, в ней легко узнавалась та независимая и разбитная деваха, что я выудил когда-то из Баркаччи. Правда, вместо нормальных волос у неё тогда был короткий зелёный ёжик, в носу торчала серёжка, а щека была разодрана до крови — да и сама она брыкалась и вопила не хуже помоечной кошки. Надо отдать должное — в мизансцену буйного студенческого пикета всё вышеперечисленное вписывалось весьма органично, это я там оказался случайно и выглядел как бельмо на глазу, а она была чуть ли не главной заводилой. Во всяком случае, с полицией она точно ругалась виртуозней всех, за что её и макнули в фонтан — если бы я её оттуда не выволок, точно нарвалась бы на что-нибудь похуже. Тогда ей явно не давала покоя слава собственной матери, профсоюзной активистки, и потому Розина играла в политику вдохновенно, яростно и наотмашь, ничуть не заботясь о последствиях. Уж и не знаю, зачем я притащил её к себе — может быть, оттого, что никогда не видал вблизи подобной диковинки. Все мои прежние девушки выглядели куда более прилично. Розина же всё делала с одинаковой страстью — бурно жестикулировала, давилась словами, жадно пила и ела, самозабвенно кувыркалась со мной в постели... а наутро даже не помнила, как меня звать — нарочито равнодушный кивок и "пока, я пошла". Как меня угораздило на ней жениться?

— Мауро, ау! Ты заснул?

— Нет, залюбовался. Отлично выглядишь.

Она изумлённо уставилась на меня и чуть не поперхнулась.

— Сдурел? Я на швабру похожа. Третье мероприятие за день. Что это с тобой?

— Да ничего, нормально всё. Дети в порядке, Симоне вот только учудил.

Я вкратце поведал историю с аварией, — Розина вполне искренне поохала, — а потом рассказал про изыскания мальчишек насчёт виллы, чем её явно заинтересовал. Она даже жевать перестала.

— А, слушай, вот ещё что. Это идея Стефа, и я не уверен, что по адресу, но... вот насчёт того каталога, что я упоминал. Скажи, такие бумаги в принципе где-то в публичном пространстве всплывают?

— Конечно, — Розина прикончила последний бутерброд, с сожалением оглядывая пустую тарелку. — По разрозненным вещам мелких частников есть несколько небольших аукционов... ну, по частным коллекциям небольшим, я имею в виду.

— Я понял.

— С каталогами и архивами — то есть с бумагами, не с вещами — работают два. Круг тех, кто там играет, довольно ограничен, сообщество небольшое. Не могу сказать, что я хорошо их знаю, это всё-таки не тот масштаб... это закрытые небольшие аукционы, понимаешь? Там редко бывает что-то значительное.

— Жаль, — вздохнул я. — Если даже ты не в курсе, вряд ли с этим что-то выйдет. С другой стороны, мы вообще не знаем, уцелел ли тот каталог... сто лет прошло, как-никак. Пальцем в небо.

Розина помолчала, что-то обдумывая.

— Вообще, ты знаешь, я вспомнила — я же знакома с одним завсегдатаем этих торгов. Он любопытный... этакий серый кардинал от антикварки, но репутация у него безупречная. Известным дилером его назвать нельзя, он не светится нигде всерьёз, не играет на известных площадках, но вроде имеет связи за границей. Где именно, я не знаю. Его вообще передают из рук в руки... и это не основная его деятельность, конечно. Так-то он врач вроде... точно не скажу, но вроде так. Он любит всякие мелкие старые собрания, помогает наследникам, и его очень ценят — он знаток, а многие наследники понятия не имеют, что хранят. Я могу поговорить с ним — вдруг он вспомнит что-то насчёт твоего каталога.

— Это было бы здорово, спасибо тебе. Если удобно к нему обращаться с подобным.

— Вполне. У нас несколько общих знакомых, и Сильвио его знает. Хочешь, я прямо сейчас позвоню?

— Хочу.

— Эк вас всех зацепило, — усмехнулась Розина, копаясь в телефоне в поисках номера. — Ну Стеф-то ладно, шестнадцать лет, всё понятно. Но ты-то куда, а? У кого из вас больше шило в заднице, и не знаю... так, вот, это он — Клаудио Моро. Сейчас спросим...

Клаудио? Погоди-погоди... Клаудио?!

— Стой! — я выдернул телефон из её рук и поспешно нажал отмену. — Как он выглядит?

— Мауро, да ты больной, что ли?! — взорвалась Розина. — То звони, то не звони, то как выглядит... в шпионов на старости лет поиграть захотелось? Что за дурь?

— Среднего роста, плотный солидный шатен лет пятидесяти, носит подчёркнуто деловые костюмы, вроде неброские, но очень дорогие. Что называется — для тех, кто понимает, — начисто проигнорировав её вспышку, выдал я. — Похож?

— Вылитый, — буркнула Розина, отбирая телефон обратно. — Так что, не звоним?

— Ни в коем случае.

— Почему?

— Потому что я чем хочешь клянусь, что этот каталог у него. Откуда — другой вопрос, может, на том же аукционе и выцепил случайно. И теперь активно обхаживает хозяйку коллекции, причём с не самыми благородными целями, как мне кажется... во всяком случае, благодаря этому каталогу твой Моро ориентируется в собрании куда лучше, чем она.

— С чего ты взял? — Розина всё ещё хмурилась, но я видел, что ей настолько любопытно, что она готова и потерпеть мои выходки. Пришлось рассказать о визите к синьоре Летиции и расписать историю джанлукиной семьи поподробнее.

— Ничего себе... — теперь у неё горели глаза, и она выглядела в точности так же, как двадцать лет назад — сумасшедшей девчонкой с зелёными волосами. — Ты думаешь, он крутит какую-то аферу с коллекцией?

— Очень похоже. Причём не только с коллекцией, но и с виллой. Что-то там есть, в этом доме... что-то, что он просто не в силах выпустить из рук.

— Я могу поднять историю торгов, это открытая информация, она публикуется. И посмотреть, не было ли чего-то похожего... вот только за какой период смотреть?

Я ненадолго задумался.

— Полагаю, примерно за год. Если бы раньше, то ремонт начали бы в прошлом сезоне... да, год, не больше.

— Ничего себе работёнка, — хмыкнула Розина. — Умеешь ты озадачить... ладно, сама предложила. Сделаю. Что искать-то? В смысле, под каким именем?

— Скорее всего или Калотто, — это составитель, — или Дзанетти, первый владелец. Посмотришь сегодня?

— Сел на шею, да?

— Ну тебе же тоже интересно!

— Интересно. Но у меня сегодня ещё концерт, я невесть когда домой доберусь. Давай так — я скину тебе ссылки, сам посмотришь.

— Давай, — кивнул я. — Что за концерт-то хоть?

— Дебюсси, чего-то там про море... Сильвио билеты прислали, не пойти неудобно. Я не большой знаток, ты же знаешь. Но вообще чуднАя история... а коллекция что, действительно стоящая? Ты же был в квартире.

— Был, но там сам чёрт ногу сломит. То, что она огромная — факт. И там может быть всё, что угодно.

— Надо же, интересно... Я вечером тоже залезу и поищу, как вернёмся. И ведь если каталог и впрямь у Моро, а хозяйка ни сном, ни духом, то это точно афера.

— Я тоже так думаю. Ладно, попробуем найти... ну что, ты ещё будешь что-нибудь?

— Нет, хватит, — Розина допила последний глоток и встала. — Ты сегодня обратно?

— Теперь уж и не знаю. Давай, созвонимся. Сильвио привет.

Она кивнула и ушла, а я остался сидеть, пытаясь немного переварить собственные догадки. Подозрения росли как снежный ком, и новые вводные только усугубляли ощущение чего-то неправильного. И ещё не давало покоя гадкое чувство, что насчёт Симоне Бель может оказаться права... иначе откуда он взял ту мозаику? Но как же он умудрился вляпаться в такую сомнительную компанию? Что его привлекло — деньги? Нет, чушь, не может такого быть. Я бы скорее поверил, что его используют втёмную, — как я ни старался, представить Симоне мошенником у меня не получалось.

Я чувствовал себя загнанным в угол. С одной стороны, у меня была масса поводов ощущать себя свидетелем какой-то пакости, творящейся прямо под носом; с другой же, ни единым нормальным доказательством я не располагал. Господи, да я даже не мог ничего внятно описать! Ну допустим, приду я в полицию — и что я скажу? Было бы хоть что-то конкретное... так нет же, даже зацепиться толком не за что. В голове царил сумбур, что случалось со мной крайне редко, и я страсть как не любил такое состояние. С этой мешаниной надо было что-то делать.

И я сделал то, что в таких исключительных случаях делал почти всегда — достал телефон и набрал номер.

— Привет, пап. Не отвлекаю?

— Нет, я домой иду. Привет, Мауро.

— Мне твой совет нужен. Всю историю рассказывать долго, но суть такая — есть некоторое количество разных событий... довольно большой уже список, честно говоря. Все они крутятся вокруг одной и той же группы людей, одних и тех же локаций и даже более-менее одной темы, и кажутся связанными меж собою, но как именно, я понять не могу. Ничего понять не могу — ни роли этих людей, ни степень участия, ни мотивы... да даже связь эта иногда кажется плодом моей фантазии. Спросить напрямик или нельзя, или бессмысленно — ответа не будет. Я знаю, ты скажешь, что надо подождать и присмотреться, что-то обязательно выплывет, но я не могу просто ждать. У меня стойкое ощущение, что моё бездействие может слишком дорого встать, понимаешь?

— То есть случится что-то нехорошее?

— Да. Хуже того — оно уже происходит, как мне кажется, и если это "что-то" не пресечь, то будет совсем швах. Я тыркаюсь во все стороны, цепляю по крохам какие-то новые сведения, но все они кажутся равнозначными, и я не могу сообразить, что важно и действительно стоит внимания, а что так, шелуха побочная. Просто ступор какой-то, ей-богу.

— И не разобраться уже нельзя, насколько я понимаю.

— Правильно понимаешь. Я уже внутри, но понятия не имею, внутри чего именно, и насколько глубоко.

В трубке повисло молчание — отец явно задумался.

— Ну хорошо, — произнёс он после небольшой паузы, — давай на время отставим в сторону все эти твои потуги недо-психолога. Не обижайся, просто пока что всё, что ты мне наговорил, звучит несерьёзно... ты человек взрослый и зоркий, людей видишь неплохо, но ты практик, и, как любой практик, неважно мыслишь умозрительными категориями. Скажи — есть хоть что-то во всей этой сумятице, что можно пощупать? Что-то реальное, ну я не знаю... предмет, который ты можешь взять в руки, или событие, которому ты был свидетелем и в смысле которого ты стопроцентно уверен? Это "что-то" должно быть тебе совершенно ясно, — настолько, что ничьи аргументы тебя бы не переубедили в том, что ты прав.

Теперь уже задумался я.

— Не знаю... оно всё как-то вскользь меня, я везде будто с краю, торчу посредине как остров в речке. Хотя... как ты сказал? Предмет?

— Предмет — лучше всего.

Предмет! Ну конечно!

Кажется, до меня наконец дошло. Как минимум один предмет у меня имелся, и никто не мог мне помешать выяснить про него абсолютно всё, не ставя в известность никого лишнего. Более того — мне даже напрягаться особенно не придётся, поскольку подобные изыскания были частью моей рутинной работы. Да, отец прав — эта информация вполне может стать точкой опоры.

— Я понял тебя, пап. Ты как всегда, прямо в яблочко. Спасибо!

— Не за что, — он явно усмехнулся. — Расскажи хоть потом, о чём речь.

— Обязательно. Слушай, ещё вопрос — синьор Джакобини ещё работает, не знаешь?

— Луиджи? Работает, куда он денется. Не каждый день, конечно, — возраст всё-таки — но он бы с ума сошёл дома сидеть. Ты разве не пользуешься их лабораторией?

— Пользуюсь, но мы обычно контачим не с ним, а сейчас мне хотелось бы зайти в частном порядке, минуя обычные каналы, так скажем. Не говоря уж о том, что мне больше нужны его эрудиция, чутьё и насмотренность, чем собственно анализ.

— Ну так звони ему. Я уверен, Луиджи тебе не откажет. Номер прислать тебе?

— Пришли, ага, я не уверен, что он у меня есть... и спасибо тебе ещё раз.

— Да ради бога. Удачи.

— Спасибо. Давай, обнимаю. Маму целуй.

Удивительно — как у него так выходит? Не было случая, чтобы я попросил совета, и он бы не смог мне помочь. И дело даже не в том, что отец был умным человеком, — это само собой, — просто он настолько хорошо знал, как я устроен, что всегда находил ту клавишу внутри меня, которую надо нажать, чтобы я наконец-то включил голову и допёр до очевидного. Интересно, я когда-нибудь научусь чему-то подобному?

Телефон коротко звякнул — отец прислал контакты синьора Джакобини, и я не стал откладывать, сразу набрав номер.

— Синьор Луиджи, добрый вечер! Мауро беспокоит, сын Бальдассаре Коста. Простите, что отвлекаю... удобно вам? Да, спасибо, всё хорошо, отец вам тоже привет передаёт. Вы знаете, у меня просьба к вам. Да, по работе, но это мой личный интерес, поэтому не хотелось бы особо афишировать... атрибуция одной вещи мне нужна. Нет, не фреска — мозаика, небольшой фрагмент. Там, собственно, даже не атрибуция как таковая... вещь современная, это копия, но довольно неплохая... я просто хотел бы, чтобы вы посмотрели насчёт материалов... да я сам не знаю, чего жду, если честно. Может, вам попадался оригинал, или вы знаете, где он находится... короче говоря, любая информация будет кстати. Да, конечно, привезу когда удобно, в любое время. Домой? Могу и домой, как скажете. Договорились, спасибо большое!

Синьора Луиджи Джакобини я знал с детства — помимо того, что отец часто пользовался его помощью по работе, они много лет дружили. Джакобини был старше отца и давно мог бы вести спокойную жизнь обеспеченного пенсионера, но сидеть дома ему было слишком скучно. Помимо того, что он был классным лабораторным экспертом, он ещё обладал феноменальной памятью и широчайшей эрудицией в области древнеримского искусства; ни к кому другому я не стал бы обращаться с такой странной и невнятно сформулированной просьбой — просто потому, что это было бы бессмысленно.

Чем чёрт не шутит, может и впрямь что подскажет. Пожалуй, поеду-ка я обратно — ссылки розинины можно и на вилле поизучать. Ах да, ещё же офис... значит, сперва туда, а потом на виллу. Если синьор Джакобини готов меня принять, то откладывать это дело не стоит, и за мозаикой всё равно придётся ехать.

Я расплатился и вышел из кафе во вполне бодром расположении духа. Кажется, в голове немного прояснилось.

Глава опубликована: 05.09.2023
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
20 комментариев из 95 (показать все)
elefanteавтор
MordredMorgana
Да, пожалуй. Но что сделано, то сделано, куда ж его теперь денешь.
elefante
MordredMorgana
Да, пожалуй. Но что сделано, то сделано, куда ж его теперь денешь.
Отстранить от близких дружеских отношений. Перестать пускать в семью.
elefanteавтор
MordredMorgana
Не думаю, что герой так сделает. Впрочем, это уже останется за кадром. Моё дело сторона.)
elefante
MordredMorgana
Не думаю, что герой так сделает. Впрочем, это уже останется за кадром. Моё дело сторона.)
Пожалеет!:) Но вы тут ничего сделать не можете)
elefanteавтор
MordredMorgana
elefante
Пожалеет!:) Но вы тут ничего сделать не можете)

Точно.) Ничего, разберётся, он энергичный. Зато ему нескучно будет.
elefante
MordredMorgana

Точно.) Ничего, разберётся, он энергичный. Зато ему нескучно будет.
У него синдром сильного и успешного человека. Такие пригревают кого не надо, не замечая, что не надо. А потом те им выдают сюрпризы:) Пока не надоест на грабли наступать.
elefanteавтор
MordredMorgana
Отчасти синдром, отчасти он такой и есть, иначе давно бы сломался. В любом случае, вряд ли он прогонит Симоне, я думаю. Да и сам Симоне устал от себя нынешнего - есть шанс, что хоть что-то в нём переменится.

Но это уже наши с вами предположения.)
Митраизм с поздними вариациями- один самых правильных культов.. Зря от него отказались, хоть отголоски и остались кое- где в мире.
elefanteавтор
MordredMorgana
Остались, но именно отголоски. Ну а насчёт правильности - не знаю, в каждом учении есть разумные и интересные моменты. Я не играю, я счёт веду.)

Ну вот, мы и добрались до конца истории. Пустячок, а приятно.
elefante
MordredMorgana
Остались, но именно отголоски. Ну а насчёт правильности - не знаю, в каждом учении есть разумные и интересные моменты. Я не играю, я счёт веду.)

Ну вот, мы и добрались до конца истории. Пустячок, а приятно.
Моменты конечно есть:) Культ Диониса еще бесконечен в своей мудрости:) Но Митраизм мог стать мировой религией).
Добрались) Ох уж эти итальянцы) Сплошная экспрессия, а куда ни плюнь - памятник мировой культуры. Как тут не свихнуться- то.)
elefanteавтор
MordredMorgana
О, насчёт Диониса - тут я точно адепт. Особенно по части пожрать и выпить.

Ничего, они справляются. Они лёгкие, загадочной русской душой не обременены.)
elefante
MordredMorgana
О, насчёт Диониса - тут я точно адепт. Особенно по части пожрать и выпить.

Ничего, они справляются. Они лёгкие, загадочной русской душой не обременены.)
Да, солнечные и музыкальные.)
Ну наконец-то я добралась до вашей истории. Причем так, как хотелось: с чувством, с толком, с расстановкой, чтобы никто не мешал и не торопил.

Отличная вышла вещь, я вам доложу))) Впрочем, вы же в курсе, иначе бы не пригласили меня почитать, правда?)))

Когда кто-то из моих друзей едет в место, которое мне дорого или интересно, они знают, что вместо видовых фотографий, для меня нужно снять видео простой прогулки по улице/набережной/окраине... С шумом города, с голосами прохожих, с пасмурным или солнечным небом, бликами на воде... Да, это отнюдь не заменяет поездку, но создает куда больше впечатления, чем типовые фото "Я и Эйфелева башня".

А здесь получилось еще ярче и объемнее. Вы не просто надели на читателя 3D... нет, 5D очки, вы щедро поделились своим взглядом, своими чувствами, своей любовью к Вечному городу и Италии... Дали вдохнуть ее воздух и ощутить теплое прикосновение нагретого солнцем шероховатого камня, и пролететь по горному серпантину на автомобиле и нырнуть в морскую воду, поднимая в воздух соленые брызги... И каким-то совсем уж волшебным образом передали даже толику профессиональных навыков))) Не знаю, останется ли во мне эта спокойная и глубокая любовь навсегда, но в те моменты, когда я была внутри истории, я ее абсолютно точно чувствовала. Всем сердцем... Кажется все же своим, а не авторским, но это неточно. Потому что вы, уважаемый автор, подпустили к себе читателя куда ближе, чем это вообще возможно, приемлемо и прилично))) Тот случай, когда лирический герой так неотделим от автора, спаян с ним (конечно, это неправда, но так чувствуется), что нет никакой возможности утверждать наверняка: вот это - еще авторское, а вот это - персонажа) И только редкие, чуть хулиганские вкрапления "русского акцента" во внутренней речи героя напоминают нам, что вообще-то здесь вам историю рассказывают, а не Оду Италии поют.

Про других героев... Их много. Очень)) Муж у меня обычно закрывает историю на восьмом, максимум двенадцатом персонаже) Но я, выросшая на детективах Хмелевской с удовольствием воспринимаю "телефонные книги", если они хорошо написаны. У вас получилось дать каждому не просто "особые приметы", но полноценный характер, прошлое, настоящее и будущее. Это ценно. За ними интересно наблюдать, их диалоги интересно слушать, иногда восхищенно посвистывая) "Миссис Лонгботтом" и "Микеле Плачидо" просто прекрасны, тут даже и сказать нечего, но и те, чьи прототипы видятся более расплывчато, весьма объемны и хороши. И атмосфера большой итальянской семьи, пусть и очень нетипичной, где принимают под свое крыло всех, не делая тестов на совместимость))) прекрасна и душевна.

Детектив... Я бы сказала, что он по-хорошему олдскульный. Такая плотная толстенькая книга в надежном прошитом переплете с шероховатой картонной обложкой, обтянутой светло-серой тканью... А в ней две-три повести разных авторов из разных стран. Помните такие? Я испытала острое чувство ностальгии)) А по типу выстраивания детективной интриги мне вспоминалась опять же Хмелевская (простите, если что, для меня это просто один из стилей, причем неплохой и узнаваемый). Тем более, что колодцы предков и архитекторы входят в базовую комплектацию истории))) Да, шустрый читатель догадывается порой чуть быстрее, чем главный герой, но оно и к лучшему. Разве это не еще одна возможность получить удовольствие?

Матчасть... Говорить отдельно про матчасть не представляется возможным. Она так плотно и естественно вплетена в сюжет, что ни прибавить, ни убавить... Впрочем, я заглянула в гугл ровно один раз, и то, чтобы убедиться, что понимаю правильно. Так что ничего особо мудрёного тут нет, зато в каждом знаке текста чувствуется, что пишет профессионал и пишет о любимом и "вкусном".

Ну а неразрешенный женский вопрос в финале намекает на продолжение, м-м? Нет, я помню: "Не ваше дело". И все же...

Ну как-то так. По свежим впечатлениям, так что простите за сумбур) Если еще что-то вспомню, то донесу. А пока огромное спасибо! Получила дополнительную дозу лета и ностальгии по хорррошему детективу...
Показать полностью
elefanteавтор
Magla
О, вот мне повезло-то! Какой сумбур, что вы... подарок просто. Спасибо, благодарен вам безмерно - и за оценку как таковую, и за такой щедрый, развёрнутый и душевный отклик.) Это дорогого стоит, это ужасно приятно и... в общем, много-много раз спасибо вам!

Впрочем, вы правы - абы что я бы вам не подсунул, результатом я сам доволен (скромность - наше всё, ага)) И в том, что неприлично и неприемлемо близко пустил читателя - тоже.) Моего здесь много - и привычек, и словечек, и реакций. А уж любви в Риму и Италии и вовсе рекордное количество... не скажу, что прямо весь объём, что имеется в наличии, но жлобить его я точно не пытался. Часть приберёг себе, часть активно пользую в другой истории, которая ещё в процессе, и до конца там далеко. Однако вам отлично известно, что настоящая привязанность - такой удивительный ресурс, который восполняется сам собою и безо всяких дополнительных усилий, поэтому его никогда не жаль. Ну а визуальность и даже некая кинематографичность для меня вообще характерна - это точно часть профессии. Я не могу писать о том, чего не вижу в голове отчётливо, как не начинаю ни одной картинки, если не знаю, как она должна выглядеть. Внятный мысленный эскиз необходим.)

Насчёт обилия персонажей - да, я этим грешу, у меня мало моно-историй, разве что они совсем короткие. Многообразие мира и привычка за ним подсматривать не позволяет сузить взгляд; отчасти это тоже профессиональное, наверное. И я очень рад, что персонажи пришлись вам по душе. Прототипов много, хотя они скорее типажные, чем конкретные; разве что Нинетта, пожалуй, почти полностью портретна, остальные в меньшей степени. (главного героя не берём в расчёт, конечно - но про него я уже говорил.)

Детектив налип сам собою, почти сразу, и именно в том самом олдскульном варианте, что вы и отметили. И даже томик описали такой, как я видел мысленно, так что всё в масть.) Мне хотелось оставить его ненавязчивым и не слишком сложным, чтоб не застил общую картинку - если это считывается, то и замечательно. Вы опять правы - неспешность этой линии дала мне возможность просто получать удовольствие.)

Ну и о матчасти. Её я обошёл по широкой дуге, оставив только то, за что ручаюсь. Именно потому, что оно близко по теме к моей работе, но всё же отличается изрядно - благодаря этой смежности я понимаю, насколько сильно. Трясти друзей-архитекторов специально мне совесть не позволила, поэтому обошёлся теми деталями, что подсмотрелись само собой за годы общения. Ну а то, что я действительно знаю, выложил на более яркое солнышко, так скажем.) Оно мне действительно вкусно.))

Что же касается женского вопроса... был соблазн дорассказать историю про "не ваше дело" в самом тексте, но я себя удержал от этого. Оно не нужно, как мне кажется. И тем более не требует продолжения. Мне хотелось лёгкого летнего воздуха и лёгкой истории без драматических излишеств, чуть приправленной небольшой интригой и сдобренной хорошим вином. Ну их, этих баб... помните, в одном старом фильме про юность Петра (или "В начале славных дел", не помню точно) была сцена с мальчиком - сыном моряка. Он говорил так сурово - да ну их, баб... как пойдёшь в море, а они выть!)) Вот и я решил - ну их.)

Одним словом - низкий вам поклон и огромная благодарность.) Если ещё что надумаете - буду счастлив. Но ваш отзыв и без того сделал меня сегодня натуральным именинником.)
Показать полностью
))) Ну так… Я через силу отзывы не пишу, всё от души!
Про привязанность совершенно согласна. Любовь к чему-то нельзя держать при себе. Это как родник: если он не бьет, он гибнет. А тут и читатели напились чистой водицы, и автор доволен. Все прекрасно. И вторичность детектива вполне считывается, и это ему в плюс.
И матчасть выглядит реально очень хорошо, я, конечно, сильно с другой стороны ее знаю (и то очень с краю), но вот на мой «общечеловеческий» непрофессиональный взгляд прямо нигде «широкая дуга» не прослеживалась (про ляпы я даже и не заикаюсь, просто уверена, что их нет). Мне только в одном месте показалось, что вы поторопились перевести разговор на другое, чтобы не ошибиться в мелочах… А может и просто показалось, потому что самой хотелось почитать подробнее (и мысленно полазать по этой скале с обвязкой и разглядеть там все как следует – мы ж с Урала))). Но, правда, вкусно.

Да, вот еще что вспомнила, в начале истории есть слегка дублирующее описание террасы в двух абзацах. Оно не то чтобы прямо бросается в глаза, но есть ощущение, что из разных черновиков в текст прыгнуло и не отшлифовалось финально. Но вам судить, конечно.
Раз: «…позволяющих видеть море почти с любой точки...» и немного позже еще раз: «…чтобы видеть море — благо, дом стоял так, что оно было видно почти отовсюду, просто по-разному».

«Ну их, этих баб»... *ворчит голосом Нинетты* Конечно, сам девочке мозги компостирует, ладно-ладно, вот потом, когда… (*ворчание становится угрожающим, но неразборчивым*)

Точно, я же забыла про Нинетту! С другой стороны, про нее много и не скажешь. Потому что полностью цельная натура. Только любоваться и восхищаться. Но она классная!

… И да, через день послевкусие от истории сохранилось) Хорошее вино, надо брать)))
Показать полностью
elefanteавтор
Magla
Супер - раз послевкусие на месте, значит, я своего добился. Спасибо.)

Про обвязку - нет, тут с моей стороны спешки не было, это действительно не делается второпях, и для этого есть специальные люди, начальство по скалам не ползает. Она была бы нужна, если б ответ не нашёлся ну никак - тогда бы Кароль полез, а так нет.
Насчёт дубляжа про террасы - честно говоря, навязчивого повтора я не увидел, разве что небольшой рефрен, да и то, когда вы об этом упомянули. Не знаю, мне как-то оно не режет глаз. Оно не из черновиков, у меня их нет, я просто многократно ёрзаю по тексту туда-сюда и переделываю, а отдельных кусков не пишу никогда, всегда только сплошняком. Просто придирчиво и долго мусолю потом. С этим моментом как-то вообще не бросилось в глаза, но это индивидуально, может, вы и правы. Бес с ним, как есть, так есть.)

А с бабами... и ничего он не мурыжит девочку, она сама напросилась. *тоже ворчит* ходют всякие тут, сверкают всяким...))

Нинетта - семейная наша няня, два поколения вырастила. Практически портрет, с единственной разницей, что не из-под Бари, а поморка из-под Архангельска. И полностью неграмотная. Абсолютно шергинский персонаж, даже разговаривала так же, как у него. Частушки всю жизнь экспромтом сочиняла на каждое бытовое событие - мгновенно, метко и порой довольно солёно.) Так что с нею ничего и делать было не надо - просто вспомнить.

Спасибо вам!))
Показать полностью
Как же эта солнечная вещичка поднимает настроение всегда.
elefanteавтор
MordredMorgana
Ух ты, вы пришли перечитать?)
Я ужасно вам рад. Спасибо.)
Захотелось на виллу. Там хорошо.)
elefanteавтор
MordredMorgana
Там - да. Даже в Риме, и то хорошо.)
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх