↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Asteroid
10 июня 2019
Aa Aa
#заметка #авторское #не_моё
Вон, Иран был насильно исламизирован арабами, а потом поэт Фирдоуси написан "Шахнаме" и возродил иранскую культуру и письменность - это все признают. Фирдоуси - иранское "наше всё".
Вагнер - написал про "Нибелунгов" - и Германия оживилась.
Финляндия - заимела себе "Калевалу". Не сдалась и выкрутилась.
Толкиен хотел англосаксам свой эпос - бумкнуло так, что падение СССР предверяло сравнение с Мордором аж изнутри из начитавшихся.
Сапсковский - жаловался, что у поляков нет своего эпоса в статье "Нет золота в горах".
... Мне продолжать - так-то ещё много примеров))
Былины под рукой есть - но все, как обычно, смотрят в Европу с придыханием, ибо "ну разве что-то хорошее может быть в ЭТОЙ СТРАНЕ")))

Интересная мысль у товарища Философа, взятая из обсуждения у Фокса.
А вот более развернуто от него же:
Бааалин блинский, если бы знал, что кто-то скопирует - написал бы аккуратнее и развёрнутее.
То, что иранский(иранцы обижаются, когда их называют "персами" - потому что они истинные "аирий(ан)цы") поэт Фирдоуси и впрямь написал "поэму о шахах"/"Шахнаме" в дар тогдашнему правителю Ирана (и умер в нищете и безызвестности).
Благодаря этой поэме-адаптации иранский до-исламских мифов - стало "модно" писать на иранском языке и культура ирана была сохранена от арабской ассимиляции.
- это факт о котором они сами говорят, и признают исследователи, можно погуглить самому, лучше на английском - больше материалов, в том числе и переводов с иранского.

Толкиен говорил, что хочет сделать эпос именно для англосаксов, потому что король Артур - бритский кельт, а "Беовульф" - мало. Начал с переделки "Беовульфа" в "Хоббит" и развернулся.
Про влияние - сложно преуменьшить, его словечки и сейчас мелькают при обсуждении политики. Вся англосфера приняла себе "эпос" о вековой борьбе Свободного Запада с порабощающим Востоком.

Вагнер с его Нибелунгами и Зигфридом - стал весьма популярен в Германии, особенно у нацистов, для возрождения национального духа.

Могу припомнить целую кучу разных эпосов, вроде собранных-реконструированных примерно в то же время, финскую "Калевалу", небольшой эстонский "Калевипоэг", у средне- и дальне-восточных народов есть целая куча песен, типа у киргизов - "Джангыл Мирза", у киргизов "Манас", у алтайцев - "Алтын Араг" - но тут я немного "плаваю".
У башкиров есть "Урал-батыр", который они сравнивают аж с "Гильгамешем" (2 тыс. до н.э.), мол, тоже искал бессмертие, но не для себя, а для людей - так что "наш морально лучше"))

На этом фоне жалобы поляка Сапсковского об отсутствии у поляков своего эпоса (католичество выжгло до минерального слоя) - выглядят чуть понятнее. Хотя статья про "Нет золота в серых горах" - немного о другом - почему у поляков фигово фентези работает (звучит забавно от автора "Ведьмака", но ведь он там незаурядную эрудицию проявил, которая не у каждого есть) -
http://samlib.ru/s/sekka_p/pirug.shtml

Для нас указанные в статье проблемы, вобщем-то, тоже верны. Но у нас есть "старины"/"былины" - мы не совсем с голым задом в данном вопросе.
Но, как это обычно бывает, нашим лежащим под ногам богатствам иностранцы уделяют и то больше внимания, чем мы сами...
10 июня 2019
12 комментариев
На самом деле вроде довольно многое у нас делается с оглядкой и в духе родной культуры, но пока что просто не разрывает, не заходит. Очень народно это происходит, ощущение такое, что после взрыва 19-20 века наступило время переосмысления и нового накопления фольклорной базы. Накопится новый фольклор и снова рванет, мне хочется верить что будет так.
Зыикл Пу
Вопрос: не есть ли "накопление нового фольклора" элемент этногенеза, и не значит ли появление какого-то "переосмысленного" фольклора шаг в сторону новой самоидентификации?
П_Пашкевич
Очень интересно, надо обдумать.
П_Пашкевич
Не думаю, что к новой самоидентификации мы придем таким путём. То, с чем я пока что сталкиваюсь вполне определённо принадлежат либо к русской, либо к советской культуре. Всякие песни, интернет-рассказики, рисунки - не вижу чего-то отличного, что могло бы создать новую культуру.
Зыикл Пу
А если пару "русская и советская" сравнить, например, с парой "английская и американская"?
П_Пашкевич
Можно конечно, параллели очевидно есть, и как раз советская культура таки начала прорастать с накоплением фольклора. Та же "до третьих петухов" отличный тому пример. Но советская культура вроде как умирает по естественным причинам, что грустно. Это безумно интересная тема на самом деле.
Зыикл Пу
Конечно, интересная. А, интересно, русская-то культура жива хотя бы в глубинке? Я лет 35 назад ещё слышал на Псковщине настоящие частушки (как я понимаю, "скобаря", очень похожего на "Сумецкую" "Отавы Ё" по мелодии и ритму, - благо, село Сумец от тех мест совсем недалеко) - а теперь, думаю, их не исполнит там уже никто.
П_Пашкевич
Думаю, можно смело заявлять, что жива. Трансформируется, конечно, те же частушки теряют в актуальности, но то что появляется, можно отнести лишь к русской культуре, больше не к чему. Еще здравствуют старообрядцы в Сибири.
Зыикл Пу
Я плохо знаю сибирскую ситуацию - поэтому у вас и поинтересовался. А на Северо-Западе деревня в крайне тяжелом состоянии (и с точки зрения демографии, и с точки зрения культуры).
П_Пашкевич
Деревня умирает. Нет там молодежи, ей тупо негде работать в деревне.
Asteroid
Так и я о том же. А вместе с деревней уходит её культурное наследие, от фольклора до топонимов.
Добавил в пост более развернутое пояснение от него же.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть