↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Блог » Поиск

До даты
#книги #длиннопост

Дело о гибели поэта Владимира Ленского

Даже те из нас, кто давно и прочно позабыл школьную программу по литературе (и, подобно герою Джерома, с тех пор чувствует себя намного лучше), обычно помнят дуэль Онегина и Ленского. Исход ее тоже, кажется, известен всем. Многие без труда перечислят некоторые яркие подробности и назовут имена секундантов.
А если мысленно восстановить последовательность событий в романе, то обнаружится, что и дату дуэли мы знаем совершенно точно. Ссора произошла на балу в честь именин Татьяны, а дуэль – через два дня, то есть 27 января.
(Строго говоря, это было 14 января – по старому стилю. Но Татьянин день мы теперь отмечаем 25-го, а дуэль прочно привязана к этому празднику.)
По такому случаю вспомним, что еще мы знаем об этой дуэли.

Показать полностью 2
Показать 5 комментариев
#Толкин #книги #картинки

Сегодня 130 лет со дня рождения Дж. Р. Р. Толкина. По такому случаю вспомним одну из его волшебных историй… точнее, целую серию историй, которые разворачиваются в далеком сказочном мире. Нет-нет, я имею в виду вовсе не «Властелина колец», «Хоббита» и «Сильмариллион»!
Толкина мы еще знаем как автора незатейливых, но обаятельных и остроумных детских сказок, которые он сам же и иллюстрировал. На дворе праздники – а значит, время полистать «Письма Рождественского Деда» (Letters from Father Christmas).



Собственно, это не совсем книга. Это действительно самые настоящие письма, которые дети Толкина – Джон, Майкл, Кристофер и Присцилла – ежегодно получали на Рождество.
Показать полностью 16
Показать 17 комментариев
#новый_год #книги #музыка #картинки
Внезапно взяла и завела канал на Яндекс Дзене. Пока выкладываю туда некоторые записи из блога, но вообще надо собраться с мыслями и нанести оригинального контента. Кому интересно – велкам, это вот тут вот.

Но еще одну запись выложу все же здесь. В конце концов, я с тобой уже давно знаком, а этого кота в первый раз вижу! (с)

Итак, десять фактов о «Щелкунчике», которых вы, может, и не хотели бы знать, но теперь придется.
«Щелкунчик» – символ Рождества (в советской традиции – Нового года). Повесть Гофмана, балет Чайковского, множество экранизаций и, разумеется, фанфиков... Сказка не вполне взрослая и не совсем детская. Жутковатая и забавная, романтичная и насмешливая. Со счастливым финалом – и затаенной горечью. И уже со своей историей.

Показать полностью 10
Показать 20 комментариев
#книги #музыка #длиннопост

Прочитала книгу Иэна Бостриджа «”Зимний путь” Шуберта: анатомия одержимости». Такие вещи трудно рекомендовать – специалистам они и так известны, а для широкой аудитории вроде обычно не предназначены. Но Бостридж элегантно сочетает в своей книге сразу несколько уровней повествования. Музыковедов он лукаво подталкивает к очередному витку дискуссии об ассимиляции триоли. Любителям «Зимнего пути» заботливо вкладывает в ладонь ключик к этой шкатулке с секретами. А просто любопытствующих читателей развлекает историческими и естественнонаучными экскурсами. Легкость без легкомыслия, непринужденность без панибратства, насыщенность без сумбура.


Показать полностью 5
Показать 11 комментариев
#книги
Джером К. Джером вспоминает о Конан Дойле, с которым был дружен.
У Конана Дойла вся родня была полна жизненной энергии — и духовной, и физической. Как-то раз мы поехали в Норвегию с Дойлом и его сестрой Конни. Эффектная девушка, могла бы позировать для статуи Брунгильды. Она вышла замуж за романиста Хорнунга. Другая сестра вышла за священника по фамилии Ангел, славного и некрасивого. Они жили недалеко от нас в Уоллингфорде, а их сосед был тоже священник, по фамилии Чорд. Этот Чорд позже переехал в Горинг, и там его соседом оказался опять-таки священник, на этот раз римско-католической церкви — отец Ад. Видно, Провидение подстраивает такие штучки для какой-то мудрой цели.
В оригинале Чорд — Dam, отец Ад — Father Hell. Насчет соседей придется поверить Джерому на слово, но вот сестра Конан Дойла действительно вышла замуж за Ангела (точнее, за Ангелла — Angell).

И еще забавная история.
Сам Дойл тоже всегда бурлил энергией. На корабле он начал учить норвежский и от успехов стал чересчур самодоволен. Однажды, в крохотном пансиончике в горах, он зарвался. Мы приехали туда в stoljas — крохотных повозках на одного человека, запряженных удивительно выносливыми лошадками размером с ньюфаундлендскую собаку. Они способны пробежать в день пятьдесят миль и остаться резвыми, как в начале. Нам оставалось преодолеть еще миль двадцать пути. Пока мы обедали, вошедший в комнату молодой офицер что-то сказал по-норвежски. Само собой, мы направили его к Дойлу. Дойл встал, поклонился и что-то ответил. Мы все наблюдали за разговором. Норвежец был явно очарован, а Дойл вещал по-норвежски, будто на родном своем языке. Когда офицер ушел, мы спросили, о чем шла речь.
— Да так, о погоде, о состоянии дорог и о том, что у него какой-то родственник повредил ногу, — беспечно ответил Дойл. — Я, правда, не все понял.
И он заговорил о другом.
Когда мы после обеда вернулись к повозкам, то увидели, что лошадка Дойла куда-то исчезла. Оказалось, что Дойл «одолжил» ее офицеру, поскольку у того лошадь захромала. Хозяин заведения, он же официант, слышал весь разговор. Дойл сказал: «Конечно, с удовольствием». И потом еще повторил. Также он употребил норвежское выражение, соответствующее нашему: «Не за что».
Другой лошади ближе десяти миль найти было невозможно. Один участник нашей компании решил задержаться на пару дней — ему понравились виды — и уступил Дойлу свою повозку. Но до конца поездки Дойл значительно меньше говорил по-норвежски.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 10 комментариев
#книги #юмор
А сегодня, между прочим, всемирный день добытчиков радия поэзии.
...Стойте, куда вы? Стихов не будет, честное слово! Только пара забавных цитат по случаю.

— «Милое создание...» — повторил Сэм.
— Уж не стихи ли это? — перебил отец.
— Нет, — ответил Сэм.
— Очень рад это слышать, — сказал мистер Уэллер. — Стихи ненатуральная вещь. Никто не говорит стихами, разве что приходский сторож, когда он является за святочным ящичком, или уорреновская вакса да ролендовское масло, а не то какой-нибудь плаксивый парень. Никогда не опускайся до поэзии, мой мальчик!
Чарльз Диккенс. Посмертные записки Пиквикского клуба

Пастуха его звали Халльбьерг по прозвищу Хвост. Вошло у него в привычку приходить к кургану Торлейва и почивать там, а стадо держать неподалеку. И вот подумывает он о том, что неплохо бы сочинить хвалебную песнь о жителе кургана, и он нередко говорит об этом, когда лежит на кургане. Но оттого, что скальдом он не был, да и в искусстве этом ничего не смыслил, песнь у него все не выходила, и никак он не мог продвинуться дальше начала, и кроме слов «Здесь лежит Скальд» так ничего и не сочинил.
Прядь о Торлейве Ярловом Скальде
Показать 9 комментариев
#книги #юмор

Ну, раз день писателя, не могу не вспомнить свое любимое.
Я <…> в тот же вечер села за работу и написала: "Вера сидела у окна".
Лиха беда начало. Потом, с чувством исполненного долга, я разделась и легла спать.
С тех пор прошло пять лет, во время которых мне было некогда. И вот, наконец, теперь, на первой неделе Великого поста, я решила приняться за дело.
Начало моего романа мне положительно не понравилось.
За эти пять лет я стала опытнее в литературном отношении и сразу поняла, что сажать Веру у окна мне окончательно невыгодно.
Раз Вера сидит у окна – это значит, изволь описывать либо сельский пейзаж, либо "петербургское небо, серое, как солдатское сукно". Без этого не обойдется, потому что, как ни верти, а ведь смотрит же она на что-нибудь!
Опыт мой подсказал мне, что гораздо спокойнее будет, если я пересажу Веру куда-нибудь подальше от окна – и пейзажа не надо, и в спину ей не надует.
...Когда прошла первая неделя Великого поста, я просмотрела свою рукопись
На чистом листе бумаги большого формата было написано:
"Вера сидела".
За пять лет я подвинулась на одно слово назад!
Если так пойдет, то через десять лет от моего романа, пожалуй, ровно ничего не останется!
Пока что – положу его в стол. Пусть хорошенько вылежится.
Это, говорят, помогает.
Эх, Вера, Вера! И зачем ты села!

Тэффи. Как я писала роман
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 1 комментарий
#книги
Попалось сегодня:
Справа стоял человек, одетый в шляпу.
Теперь этот образ преследует меня и отвлекает от дел.
Цитату из «Понедельника» я вспомнила, да-да, но это не помогло.
То и дело попадались какие-то люди, одетые только частично: скажем, в зеленой шляпе и красном пиджаке на голое тело (больше ничего); или в желтых ботинках и цветастом галстуке (ни штанов, ни рубашки, ни даже белья); или в изящных туфельках на босу ногу. Окружающие относились к ним спокойно, а я смущался до тех пор, пока не вспомнил, что некоторые авторы имеют обыкновение писать что-нибудь вроде «дверь отворилась, и на пороге появился стройный мускулистый человек в мохнатой кепке и темных очках».
Показать 20 комментариев
#книги #юмор
Рассказ Ираклия Андроникова Первый раз на эстраде о неуклюжем ораторе, который произносит вступительное слово перед исполнением Первой симфонии Танеева в Ленинградской филармонии, ужасно смешной, даже когда знаешь его почти наизусть. Вот заглянула одним глазком — и унылый ноябрьский вечер перестал быть таким унылым.

…Затем ты отворил рот и закричал: «Танеев родился от отца и матери!» Помолчал и прибавил: «Но это условно!» Потом сделал новое заявление: «Настоящими родителями Танеева являются Чайковский и Бетховен». Помолчал и добавил: «Это я говорю в переносном смысле». Потом ты сказал: «Танеев родился в тысяча восемьсот пятьдесят шестом году, следовательно, не мог родиться ни в пятьдесят восьмом, ни и пятьдесят девятом, ни в шестидесятом. Ни в шестьдесят первом...» И так ты дошел до семьдесят четвертого года. Но ты ничего не сказал про пятьдесят седьмой год. И можно было подумать, что замечательный композитор рождался два года подряд и это был какой-то особый клинический случай... Наконец ты сказал: «К сожалению, Сергея Ивановича сегодня нету среди нас. И он не состоит членом Союза композиторов». И ты сделал при этом какое-то непонятное движение рукой так, что все обернулись к входным дверям, полагая, что перетрусивший Танеев ходил и фойе выпить стакан ситро и уже возвращается. Никто не понял, что ты говоришь о покойном классике русской музыки. Но тут ты заговорил о его творчестве. «Танеев не кастрюли паял, — сказал ты, — а создавал творения. И вот его лучшее детище, которое вы сейчас услышите». И ты несколько раз долбанул по лысине концертмейстера виолончелей, почтенного Илью Осиповича, так, что все и подумали, что это — любимое детище великого музыканта, впрочем, незаконное и посему носящее совершенно другую фамилию. Никто не понял, что ты говоришь о симфонии. Тогда ты решил уточнить и крикнул: «Сегодня мы играем Первую симфонию до-минор, це-моль! Первую, потому что у него были и другие, хотя Первую он написал сперва... Це-моль — это до-минор, а до-минор — це-моль. Это я говорю, чтобы перевести вам с латыни на латинский язык». Потом помолчал и крикнул: «Ах, что это, что это я болтаю! Как бы меня не выгнали!..» Тут публике стало дурно одновременно от радости и конфуза. При этом ты продолжал подскакивать. Я хотел выбежать на эстраду и воскликнуть: «Играйте аллегро виваче из "Лебединого озера" - "Испанский танец"...» Это единственно могло оправдать твои странные телодвижения и жесты. Хотел еще крикнуть: «Наш лектор родом с Кавказа! Он страдает тропической лихорадкой — у него начался припадок. Он бредит и не правомочен делать те заявления, которые делает от нашего имени».
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 6 комментариев
#книги #картинки
Тут в блогах промелькнул вопрос о любимой детской сказке. Одну-единственную любимую выбрать нелегко, но я попробовала… И при одном воспоминании снова попала под ее непреодолимое обаяние.


Сказка Кеннета Грэма «Ветер в ивах», как и многие хорошие сказки, родилась из историй, которые он рассказывал сыну – сначала перед сном, затем – на страницах писем.
Опубликовать ее получилось не сразу – издательства раз за разом отказывали автору… тоже довольно типично для хороших книг, не правда ли? Да и после выхода в свет в 1908 году книга далеко не сразу получила признание. Одним из первых читателей, восторженно отозвавшихся о ней, был… Теодор Рузвельт, который поспособствовал скорейшей публикации «Ветра в ивах» в Америке.
Показать полностью 14
Показать 11 комментариев
#книги
Пушкин, Лермонтов, Некрасов —
Трубадуры чуждых классов!
Гоголь — рупор мистицизма,
Салтыков — продукт царизма!
Лев Толстой кругом неправ,
Потому что был он граф... (с)


Давно еще хотела сделать этот опрос, да все как-то позабывала.
Школьная программа по литературе у многих на корню губит возможный интерес и любовь к этой самой литературе. А у многих — нет, не губит, нормально все. Опрос адресован именно вот этой, второй группе.
Кто из перечисленных писателей нравится вам больше других? Можно выбрать несколько вариантов. В список не поместились Фонвизин, Грибоедов, Куприн, еще кое-кто… Но с ними можно в комменты, если вдруг что. (Я вот лично знаю человека, который любит Чернышевского. Не как любопытный памятник эпохи, а как книгу, ну, чтоб читать.)

Кто из русских классиков вам нравится?

Публичный опрос

Пушкин
Лермонтов
Гоголь
Толстой
Достоевский
Тургенев
Гончаров
Лесков
Салтыков-Щедрин
Чехов
Проголосовали 112 человек
Голосовать в опросе и просматривать результаты могут только зарегистрированные пользователи
Показать 20 комментариев из 82
#книги #юмор
По-моему, вот этот рассказ Аверченко идеально описывает ситуацию с читателями, которые никак не соберутся додать авторам обещанный фидбек.
Ты ведь знаешь — нет ничего труднее, как написать письмо. Ты можешь несколько часов потерять на чтение глупейшей книжонки, можешь ночь проиграть в шахматы; наконец, можешь просто, сидя в кресле и уставившись бессмысленным взором в ковер, размышлять целый час — есть ли рифма к слову «барышня»? Но у тебя никогда не найдется двадцати минут, чтобы ответить на письмо. В манере отвечать на письма есть какая-то особая психология: получив письмо, ты думаешь: «Эге, уж на это-то письмо я отвечу. Обязательно нужно немедля написать!» И вот, если ты не присел сейчас же, сию минуту, сию секунду к письменному столу — ты на это письмо никогда не ответишь. Ни-ког-да! Конечно, тебе и в голову не придет — отвечать в ту же минуту… Ты думаешь: «успеется завтра!» И кладешь письмо в боковой карман, где уже лежат несколько сиротливых «безответных» писем, края которых истерлись и бумага на сгибах разваливается. «Положу, — думаешь ты, — поближе, чтобы завтра вспомнить». Но у «завтра» есть свой рок. У всякого «завтра» есть свое «завтра» — такое уютное, спокойное, отодвигающее на один день проклятую каторжную работу писания ответа на письмо. Проходит три—четыре «завтра», и тебя начинают грызть упреки совести. Они могут тебя грызть, как тигры, но письма ты все-таки не напишешь.

P. S. Напоминаю, что фест #Дорогами_Средиземья продолжается и работы ждут своих читателей!
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 9 комментариев
#Толкин #книги
Сегодня 22 сентября, и уже третий день идет прием работ на фест #Дорогами_Средиземья. А еще интересующиеся, конечно, помнят, что сегодня день рождения Бильбо и Фродо.

По такому поводу предлагаю сыграть в игру под названием «Загадки в темноте». Да-да, как в «Хоббите»! Вообразим на минуточку, что вокруг темно, ничего не видно, и только слышно, как таинственный незнакомец задает свой коварный вопрос:
«Что у меня в кармане?»
В вопросах загаданы литературные произведения, где фигурируют ценные предметы – украшения, драгоценные камни и тому подобное. Все они сравнительно невелики и действительно могут быть спрятаны в кармане (ну… иногда потребуется довольно вместительный карман). Некоторые произведения повторяются, герои и предметы – нет.
Итак, что у него в кармаш-ш-шке, моя прелес-с-сть?

1. «Сам не понимаю, как этот предмет оказался в моем кармане… Да, я очень хотел его найти (и не я один), но откуда он там взялся? Впрочем, неважно! Главное, что его больше не существует и наш враг не сможет им воспользоваться».

2. «Сам не понимаю, как этот предмет оказался в моем кармане. Я же его только что отдал! Но это совершенно точно он, вон и дефект тот же самый. Надо с ним поэкспериментировать… Послушайте, зачем же протокол? Я ведь не с корыстными целями, мне просто интересно, как это работает!»

3. «Я подарил его женщине, которую люблю больше всего на свете и которая замужем за другим… Но она отвергла мой подарок, и он вернулся ко мне. Что ж, перед смертью распоряжусь им иначе: пусть он украсит не живую женщину, а изображение».

4. «Ой, подумаешь, не очень-то они мне были и нужны! Будто бы у меня дома не найдется столовых приборов… Я их, может, вообще не брала, а осадочек остался!»

5. «Ой, подумаешь, не очень-то она мне была и нужна! Будто бы у меня дома не найдется из чего пить… Я взял ее просто так, чтобы они все знали, чего я стою. Одну-единственную вещь из всего того, что там было… Я ведь не такой жадный, как они!»

6. «Я ее нашла посреди поля, но в кармане она у меня не залежалась, я обменяла ее на полезный в хозяйстве предмет. А потом ко мне пришли гости, а потом… ужас что было! Хорошо, что все закончилось благополучно, но я была на волоске от гибели!»

7. «Не брала я ее! Не видала даже! Знать ничего не знаю, ведать ничего не ведаю… На кусочки если ее распилить… И продать по частям в разных местах… А камушки выковырять да отнести тоже по одному перекупщикам... А пока заверну-ка обратно в салфеточку. И знать ничего не знаю!»

8. «Неверная жена подарила свое украшение возлюбленному как залог своей благосклонности… Возлюбленный был невнимателен и не сразу заметил пропажу. И вот – доказательство адюльтера в моих руках! А ну, ревнивый муж, что ты на это скажешь?»

9. «Неверная жена подарила свое украшение возлюбленному как залог своей благосклонности… Этот факт изобличает их связь! Как ужасно быть обманутым мужем! Но я отомщу… смерть изменнице!»

10. «Этот ценный предмет был потерян и долго находился под водой, прежде чем попал в мой карман. А подарила его мне одна пожилая дама… Ах, как жаль, что она не знает, как его использовать! Известно только, что он волшебный и может открыть нам путь к счастью. В буквальном смысле слова открыть…»

11. «Знаменитая вещица! Попала мне в руки благодаря одному историческому деятелю… точнее, благодаря его изображению, потому что самого его давно нет в живых. В тот момент, когда я ее обнаружил и предъявил присутствующим, она немного напоминала своим видом сухофрукт».

12. «Это самый замечательный подарок для самого замечательного человека! Прекрасное дополнение к тому сокровищу, которым он обладает, но стесняется пользоваться... Постойте… как это… уже не обладает?..»

13. «Спасибо, конечно, за предложение, но мне не надо. Хотя штука хорошая, уж я бы нашла ей применение… Но вообще нет, не надо, обойдусь. Кстати, у меня уже есть похожее. Можно сказать, из той же коллекции вещица – вон, так и сияет!»

14. «Откуда оно у меня? Ну… нашла… в лесу. Да, прямо посреди сугробов… Странная история? А ходить зимой в лес за цветами не странно?»

15. «Хм, по всему выходит, что именно я его и взял… Но я этого совершенно не помню! Может, я сделал это во сне? Ну раз это произошло ночью, а я был в ночной рубашке… Но я ведь не лунатик… А главное – куда я потом его подевал?»

16. «Драгоценность давно в моем кармане, но этот простофиля до сих пор ничего не заподозрил! Да и где такому деревенскому увальню тягаться со знаменитым преступником! Но я его все равно припугну, надоело уже вести эту богословскую дискуссию…»

17. «Эти семь чудесных вещиц мне преподнес отважный герой, победивший страшного врага… Мама, папа, почему вы мне не верите? Ну спросите хотя бы крестного, уж он-то знает правду!»

18. «Драгоценный предмет, который лежит в моем кармане, надо поскорее перепрятать в надежное место, пока меня не заподозрили и не стали обыскивать. Как кстати подвернулась эта глупая птица… У нее есть особая примета, надо запомнить и не перепутать, а то как же я потом найду свое сокровище?»

19. «Какое чудо чудесное принесла нам глупая птица! Что только мы с ним ни делали – и я, и жена, – ему все нипочем. Вон оно лежит, целехонькое… Ой! Ну вот, упало…»

20. «Эх, хорошая была вещь! Подарок, опять же… Жалко с ней расставаться! Но что делать… надо как-то дать знать нашим, что мы были здесь, что мы в плену, но еще живы. Если, конечно, они вообще будут нас искать, у них ведь есть дело поважнее».
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 45
#книги
Недавним разговором о Джейн Остен навеяло.
Есть такое известное читательское развлечение – отвечать на глупые вопросы типа «кто вам больше нравится из этих двоих?» Толстой или Достоевский? Пастернак или Мандельштам? Мистер Дарси или мистер Рочестер Джейн Остен или Шарлотта Бронте?

Прелесть этих вопросов, конечно, в том, что выбор ответа ни к чему не обязывает, можно в равной степени любить (или не любить) то и другое, но это хороший повод для ссоры драки разрыва отношений разговора.
Между романами Бронте и Остен есть совершенно очевидные различия – и столь же очевидное сходство. Это книги не только и не столько о любви, сколько о мужестве, верности себе и принятии судьбы. При этом нельзя не заметить, что героини Остен, идущие по жизни со спокойным достоинством, которое вроде бы самоценно, в финале непременно получают награду за правильное поведение. А у Бронте? О Джейн Эйр можно сказать то же. А вот Люси Сноу из «Городка» в финале (спойлер) неожиданно теряет свое долгожданное и уже такое близкое, уже осязаемое счастье. Жизнь несправедлива, и не всякий, кто заслуживает награды, ее получает.

Ирония и спокойное здравомыслие мне симпатичнее, чем горячечная эмоциональная приподнятость (поэтому когда-то с трудом дочитала «Грозовой перевал» с его р-р-роковыми стр-р-растями, хотя признаю все его литературные достоинства). Но вот Шарлотта Бронте задевает меня за живое. Джейн Эйр – странная девочка, замкнутая и вспыльчивая, то образцово сдержанная, то неожиданно откровенная. Книги, страшные рассказы по вечерам, комната с привидением. Школа и специфические школьные порядочки, до боли узнаваемые сквозь толщу лет и культурных различий. Наивные пафосные рисунки и готовность с полуслова поддержать разговор о маленьких зеленых человечках, пляшущих при свете луны… Если Джейн Остен успокаивает и умиротворяет, то Шарлотта Бронте тревожит. И поэтому, может быть, трогает сильнее.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 59
#книги #интересное #музыка
Две любопытные книги о музыке – одна серьезная, другая легкомысленная.

1. «Музыкофилия» Оливера Сакса

Оливер Сакс – известный невролог и нейропсихолог, популяризатор медицины, описавший для широкой аудитории множество случаев из своей богатой многолетней практики. Наибольшую (и заслуженную) известность получила его книга «Человек, который принял жену за шляпу».
«Музыкофилия» – это попытка исследовать биологическую природу человеческой музыкальности. Сакс сам очень музыкален, так что и с этой стороны хорошо понимает предмет, о котором пишет. Здесь он, как обычно, опирается на клинические истории своих пациентов, иногда вполне банальные (например, навязчивые мелодии, которые подолгу крутятся в голове), иногда – совершенно фантастические.

Музыкальность дана нам с рождения, и зачастую она остается с человеком, когда его покидают память, речь и рассудок. Музыка может стать проклятием, если не повезет (в виде не поддающихся контролю слуховых галлюцинаций). И она же может служить… увы, не панацеей, но – в некоторых случаях – весьма действенным лекарством: не просто утешением для отчаявшихся, но костылем для обездвиженных и стержнем для рассыпающейся личности.
Почему вся наша нервная система так сильно настроена на музыку? И правда ли, что все мы в определенный (очень короткий) период своей младенческой жизни обладаем абсолютным слухом, как младенцы в «Мэри Поппинс» обладают временной способностью понимать язык птиц, ветра и деревьев?
Бесстрастно замеряя и анализируя мозговую активность, проникая с фонариком в глубины подсознания, к самым корням и истокам, исследователи все еще не могут ухватить суть этого феномена. Да-да, все понятно, но… как, черт возьми, оно работает на самом деле?

Эта склонность к музыке проявляется в самом раннем детстве, она характерна для всех без исключения культур и, вероятно, восходит к временам зарождения нашего биологического вида. Такая «музыкофилия» органично присуща человеческой природе. Эту склонность можно развить или отшлифовать в условиях нашей культуры, ее можно довести до совершенства дарованиями или слабостями, каковыми мы обладаем как отдельные индивиды, – но сама она располагается в таких глубинах нашего существа, что мы можем считать ее врожденной.


2. «Неполная и окончательная история классической музыки» Стивена Фрая

Затрудняюсь однозначно определить жанр этой книги. Скажем так, это в той же мере сочинение по истории музыки, как «Трое в лодке» – путеводитель по берегам Темзы, а «Путешествие Нильса с дикими гусями» – учебник по географии Швеции. Правда, у Фрая все же не художественное произведение, и за обилием эксцентричных шуток, словесных виньеток и каламбуров просвечивает более-менее связное и достоверное повествование о музыкальных эпохах и известных композиторах.
Такое ироничное многословие типично для хорошо образованных людей, которые любят послушать себя и склонны с удобством располагаться в книге, как кукушонок в чужом гнезде, вытесняя собой предмет разговора. Это может раздражать, но обаятельному автору недостатки такого рода легко прощаешь.

«Кольцо нибелунга», такое название дал Вагнер своему замыслу, обладавшему изрядным сходством с куда более поздними «Звездными войнами». Первым делом Вагнер написал текст — либретто — того, что он назвал «Смертью Зигфрида». Зигфрид — герой всего цикла, так что, если вам это поможет, представьте его себе как Люка Скайуокера девятнадцатого столетия. Когда же Вагнер принялся за сочинение отвечающей тексту музыки, ему пришло в голову, что, вообще говоря, он мог бы и рассказать, с чего вся история началась. И потому написал текст первой, так сказать, «серии», названной «Юностью Зигфрида», — это, если угодно, своего рода «Зигфрид: Призрачная угроза». Следом он написал текст еще одного «предваряющего эпизода» — «Валькирии», а там и еще одного — «Золото Рейна». Представляете себе — одна книга с тремя вступлениями. Так что сами видите: «Звездные войны», затем «Звездные войны: Призрачная угроза», затем «Звездные войны: Атака клонов» и т. д. — все это уже было проделано Вагнером лет этак 150 назад.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 4 комментария
#реал #книги
Каждый раз, когда фотографируюсь для какого-нибудь документа, вспоминаю Астрид Линдгрен. Семьдесят лет назад это было написано, а до сих пор актуально.
В назначенное время мы получили паспорта. Наши фотографии в паспортах были ничуть не хуже тех, что всегда красуются на документах. Я выглядела словно палач из Бельзена, а Тетушка — как налетчица, замышляющая очередное преступление. Я подумала, что нам двоим здорово повезет, если удастся с такими фотографиями получить визу. Прежде всего, чтобы получить визу в США, нужно подтвердить, что ты не вынашиваешь плана убийства американского президента. "Ха, — подумала я, — пожалуй, им в американском посольстве стоит только взглянуть на фотографии — и они поймут, что мы с Тетушкой готовы ринуться прямо в Белый дом и задушить президента голыми руками". Но, как ни странно, визу нам дали.
Показать 18 комментариев
#книги #Толкин
Сегодня 3 января — день рождения Толкина.
(Пользуясь случаем, напоминаю, что вот здесь обсуждалась идея провести осенью фест в честь юбилея «Властелина колец».)
А мне вспоминается одна моя поездка.

Витрины магазинов в туристических районах Оксфорда заполнены сувенирами по мотивам «Алисы в стране чудес» и «Гарри Поттера». «Алиса» — потому что Льюис Кэрролл учился и работал в Оксфордском университете. «Гарри Поттер»... даже не знаю почему.
Удивительно, но Толкина в сувенирных лавочках ни в каком виде нет. Пожалуй, оно и хорошо: вряд ли он бы это одобрил (его сын Кристофер уж точно не одобряет). Хотя все-таки удивительно: писателей, связанных с Оксфордом, немало, но культовых имен среди них наберется лишь несколько. Толкин — одно из них.
Но кто знает, что искать, тот найдет.
Показать полностью 10
Показать 5 комментариев
#книги #театр #интересное

В перечне реквизита английского театра 1598 года значится «роба, чтобы ходить невидимым». Хм-хм, кто-то раздобыл мантию-невидимку?

И забавная зарплатная документация:
В тех же расходных книгах Ковентри отмечена плата участникам представлений. «Во-первых, богу – 2 шиллинга, еще Кайафе – 3 шиллинга 4 пенса, еще Ироду 3 шиллинга 4 пенса, еще дьяволу и Иуде по 18 пенсов». Платили и за такую работу: «4 пенса за повышение Иуды и 4 пенса за пение петухом», «5 шиллингов – трем спасенным душам, 5 шиллингов – трем заблудшим душам», «двум червям, подтачивающим совесть, – 16 пенсов».

(Из книги Аникста «Театр эпохи Шекспира»)
Показать 6 комментариев
#названия_и_аннотации #книги #юмор

Придумывать аннотации к несуществующим книгам весело. Придумывать аннотации к существующим книгам тоже очень увлекательно!

Краткий словарик фанфикса
«Записки сумасшедшего» – черновик фика.
«Человек-невидимка» – молчаливый читатель.
«Бесконечная история» – впроцессник.
«451 градус по Фаренгейту» – очень горячая НЦа.
«Заповедник гоблинов» – вражеский сайт.
«Доктор Айболит» – бета.
«Бармалей» – тоже бета.
«Повелитель блох» – злобный демон, тайком подсыпающий в ваш текст ошибки и опечатки.

Психологический портрет автора
«На дне» – обычное самоощущение автора.
«Идиот» – тоже обычное самоощущение автора.
«Большие надежды» – душевное состояние автора перед публикацией текста.
«Утраченные иллюзии» – и после публикации.

Из жизни блогов
«Кролики и удавы» – новички в блоголенте.
«Почему аборигены съели Кука» – новичку объясняют, что с ним произошло.
«Как закалялась сталь» – история про новичка, который выжил.
«Смерть поэта» – печальная история о публикации в общей ленте стихов без соответствующего тега.
«Шум и ярость» – кто-то опубликовал слэшную картинку без тега.

Околоконкурсное
«Голодные игры» – конкурсы на фанфиксе: ненасытные авторы охотятся за читателями.
«Разгром» – конкурсный обзор.
«Молчание ягнят» – напряженная тишина, которая воцаряется под разгромным обзором, потому что авторы боятся сдеанониться.

Страдания по фидбеку
«Полковнику никто не пишет» – автор-мелкофандомник ждет фидбека.
«1984» – количество читателей, о котором мечтает автор.
«Сорок пять» – количество читателей, на которое автор рассчитывает.
«Двенадцать» – количество читателей, на которое автор все еще надеется.
«Белое безмолвие» – то, что автор получает в итоге.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 18 комментариев
#книги
А давайте поиграем?
Надо угадать названия широко известных литературных произведений. Слова в названиях заменены антонимами (либо, если антоним трудно подобрать, словами из того же смыслового ряда).

Например:
Дядя Ваня => Тетя Маня
Капитанская дочка => Генеральский сынок
Медный всадник => Серебряный пешеход
Война и мир => Мир и война… Хм, нет, это как-то неудачно, вычеркиваем.

Итак, поехали!
1. Одинокий гвардеец
2. Медная свинка
3. Диета перед вакцинацией
4. Ослик-стройняшка
5. Чебурек
6. Фамилия василька
7. Арбатский переулок
8. Байки рыбака
9. Слуга сережек
10. Дихлофосище
11. Маленькие разочарования
12. Буйный Нил
13. Ползущий по кочкам
14. Симпатичные утята
15. Павлин и Зайка
16. Постичь Америку сердцем
17. Взрослый пролетарий
18. Мужик без цветов
19. Ты забыла ужасный год
20. И наступит тишина
21. Простолюдин и миллионер
22. Крестьянка Марья и Белый медведь
23. Черный коготь
24. Пробуждение зимним утром
25. Угодье эльфов
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 91
Показать более ранние сообщения
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть