↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

ivanna343

Переводчик, Редактор

Блог » Поиск

До даты
#история #Германия

О том, как Ганс Аспергер (тот самый, который синдром Аспергера) в сороковые годы 20 века добросовестно делал свою работу, диагностируя психические расстройства у детей в детской больнице при Венском университете. У одних детей он видел потенциал реабилитации и социализации, у других - нет. В этом случае в соответствии с Законом Рейха о профилактике наследственно больного потомства от июля 1933 года он направлял их в клинику Ам Шпигельгрунд. А остальное его не касалось: https://med-history.livejournal.com/172839.html?fbclid=IwAR0RX6oZlfOXTusqIl9eYiZUNyUoQYms1SgJWPcaxLYmekxifQTtjZxykqw
Показать 20 комментариев из 39
#история #Германия

У немецких солдатских песен печальная, хотя и объяснимая судьба. Веселая народная песенка о том, как солдаты шагают по городу, а девушки открывают им окна, двери и объятия, с лихим припевом: "А почему? А потому!" навсегда наложилась на военную хронику с пожарами и трупами и превратилась в зловещую и издевательскую. Это та самая - "Wenn die Soldaten // Durch die Stadt marschieren, // Offnen die Madchen // die Fenster und die Turen".

Тем не менее рискну, и в продолжении истории Фридриха Великого представлю знаменитый гренадерский марш "Fredericus Rex": https://www.youtube.com/watch?v=oy1GZVBAj9A

Это стилизация 1837 года под прусскую солдатскую песню. Автор - некий Виллибальд Алексис - был добротный немецкий националист и очень старался воспроизвести национальный дух. Отсюда рассуждения, что не всякая пуля попадает в цель - иначе откуда бы короли брали солдат? А также похвальба своевременной выплатой жалования прусским рядовым (в отличие от французских) и твердое намерение отправиться за любимым королем хоть в ад.

На самом деле гренадеры Фридриха Великого ходили в бой, как и положено добрым протестантам. Над полями Семилетней войны, как до этого над полями войны Тридцатилетней, а до этого - Шмалькальденской, гремело лютеровское переложение 45 псалма "Ein feste Burg ist unser Gott!" ("Бог нам Прибежище и Сила!"):

Своей нам силой в трудный час
Не устоять в напасти.
Мы побеждаем всякий раз
Лишь силой Божьей власти.
Но кто ж ведет нас в бой?
Господь, Спаситель мой!

Колкости Фридриха в адрес Спасителя при Росбахе и Лейтене значения не имели. И уж тем более - при Кунесдорфе.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 4 комментария
#история #Германия

Дочитала биографию Фридриха Великого. Очень видно, какой невероятной компенсацией для национального сознания стали победы Фридриха в Семилетней войне над французами и имперцами. То, что он в лоск разорил вполне немецкую Саксонию, было мелочью на фоне того, что наконец-то французам дали отпор. Впервые за двести с лишним лет они перешли Рейн, готовясь очередной раз убивать и грабить, и были разбиты. И снова разбиты. И снова. И убрались, поджав хвост. И имперцы-католики, очередной раз приготовившиеся грабить и делить на части протестантскую северную Германию, тоже. Наконец-то Германия перестала быть просто удобным местом для выяснения отношений между заинтересованными сторонами - французским королем и австрийским императором в первую очередь, но и прочими желающими тоже. Мы, немцы, умеем воевать! Мы можем за себя постоять! Да здравствует Старый Фриц, наш герой и защитник протестантской веры! (То, что герой был атеистом - совершенно не важно).

И очень понятно, откуда взялся "прусский милитаризм". Когда страна у тебя плоская, как тарелка, никаких естественных преград, пески да болота, единственный выход - сильная армия. Это главный вывод, который извлек из Тридцатилетней войны (по итогам которой Брандебург потерял половину населения) прадед Фридриха Великого. Результат - "в других странах армия при государстве, а в Пруссии - государство при армии". Дворянство поголовно служило в офицерах (начиная простыми солдатами), крестьяне наизусть знали, к какому полку приписано их село, и поражали заезжих иностранцев знанием имен прусских генералов и пониманием военной стратегии.

Добавить надо было только еще один ингредиент - национализм. Благодаря Фридриху II он и появился. То самое "мы, немцы", радость по поводу отомщения за более чем реальные национальные обиды. Дальше - больше, и после Иенской катастрофы Пруссия сумеет поставить под ружье едва ли не 15% мужского населения - больше, чем в любой другой державе. Именно на нем, на национализме, на защите нашей культуры и наших ценностей от французских космополитов.

Впрочем, чем кончилась история с воспрявшим от национального унижения немецким народом, тоже известно. С 1945 года Пруссии нет. Нет такой федеральной земли в составе немецкого государства. И быть не может - теперь это в основном Польша. И Калининградская область.

Но зато в 1991 году Фридриха II наконец-то похоронили там, где он завещал - на террасе дворца Сан-Суси в Потсдаме, рядом с любимыми собаками. Благодарные поданные до сих пор кладут на могильную плиту клубни картофеля.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 5 комментариев
#история #Германия

Как клинический любитель всяческой истории, читаю биографию Фридриха Великого (на самом деле читаю глубоко научный труд об эволюции концепта "слуга" в начале Нового Времени, но автор - из Германии, все примеры - на местном материале, так что пришлось освежить).

Книга иллюстрирует пользу родительской нелюбви и суперконтроля. Имеется в виду папа Фридриха, король прусский Фридрих Вильгельм III. Папа искренне не понимал, что такое культура и для чего она нужна. Судя по всему, страдал дислексией, поэтому книги, мягко говоря, читать не любил, и, сев на престол, распродал библиотеку Академии наук и разогнал академиков. Любил гулять по Берлину с дубинкой и собственноручно вразумлять обывателей, проявляющих недостаточное прилежание. Жене, дочерям и сыну тоже доставалось. Ну, и создал великолепную армию, а также скопил в казне несметное количество талеров.

И вот такому глубоко набожному любителю воинских парадов, выпивки и крепкого табака достался сынок - поклонник французской словесности, тонкий знаток игры на флейте, к тому же практически открытый гей и атеист. Что папа сделал? Сына посадил под замок, французские книги сжег, любовника казнил на глазах сына, а самого сына женил. И помогло!

В том смысле, что Фридрих II всю жизнь доказывал покойному отцу, что он круче. Тот создал армию и наполнил казну - а он с этой армией пошел воевать. И все получилось: сначала Силезия, потом кусок Польши и еще кусочек, и Пруссия укрепилась, округлилась, обошла основных соперников - Саксонию и Баварию, и встала вровень с самим императором в Вене (которому папа клялся в вечной верности и писал почтительные письма).

Правда, нельзя сказать, что папа добился полного успеха. Сев на престол, Фридрих первым делом подарил одному любовнику поместье, а другому - графский титул, всячески привечал французских интеллектуалов во главе с Вольтером, а жену гнобил со вкусом и знанием дела. Точнее, отправил с глаз долой в дальний замок, где она всю жизнь и просидела. Встречался с ней примерно раз в десять лет, ограничиваясь при встрече репликами типа "А вы потолстели, мадам!".

Дети? Какие дети? "Нет на свете престола, для которого не нашлось бы наследников", - заметил Фридрих, к тому времени уже Великий, в свойственном ему стиле. И по-французски. По-немецки он только отдавал команды и искренне удивился, когда выяснилось, что на этом языке еще и стихи пишут. Читать он их, впрочем, не собирался.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 11 комментариев
#Германия

Изучаю монографию о немецкой гражданской службе. Дошла до коллизий, связанных с "Окончательным решением". Выясняется, что и тут гражданская служба показала свои прославленные стороны - ответственность, аккуратность и, самое главное, эффективность. И действовала строго в рамках своих полномочий и в соответствии с правилами.

Рейхсбан, они же железные дороги, как и полагалось по правилам, выставили счет за доставку в Освенцим и прочие лагеря: стандартные билеты третьего класса (разумеется, в один конец), стоимость в зависимости от расстояния, детям, как положено, скидка, если группа превышает 400 человек - льготный групповой тариф. Охранникам - билеты в оба конца.

Сразу возникла проблема - платить должно было Гестапо, но у него такие расходы не были предусмотрены бюджетом. Что делать? Проблему решили методом самофинансирования: плата за проезд взималась либо с самих проезжающих (со счета ликвидируемого гетто), либо со счета того органа власти, на территории которого гетто находилось. И переводилась на счета Рейхсбана.

Министерство финансов схему одобрило, хотя она была не вполне законна: любые платежи на территории Рейха должны были проходить через Министерство финансов, отдельные службы не имели права их взимать. Но в данном случае было сделано исключение. Таким образом, проблема была решена, и поезда исправно занимались транспортировкой до самого 1945 года . Что значит правильно наладить административный процесс!
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 4 комментария
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть