↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Белая улыбка, красный смех (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Исторический, Ангст
Размер:
Мини | 36 Кб
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
На конкурс "Чистый Лист 2", в номинацию "На разных языках".
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

Выбравшая

Выдохнув, Варя храбро берет в руки маленький саквояж и в последний раз выходит из квартиры, не запирая ее. Пусть живут те, кто захочет. Пусть делят или грабят то, что не успели утащить в прошлый раз. Только книги жаль — сожгут или выбросят. Кому, впрочем, нужны сейчас Достоевский и Пушкин…

В пыльный чемоданчик Варя сложила только самое необходимое: платье, белье и фотографию родителей. Шагая по лестнице, она останавливается и гладит перила, потом обводит прощальным взглядом статуи на площадках и лепнину. Дом еще помнит шуршание платьев и низкие голоса офицеров, приятную, не маршевую музыку и блеск драгоценностей. Теперь все утонченное, красивое и светлое растоптано, превращено в единую серую безликость.

Не выделяться. Не думать иначе. Быть как все. Делиться. Жертвовать собой.

Варя, с трудом шагая по густому, рассыпчатому снегу, поглядывает на часы. Время еще есть — быть может, зайти и попрощаться с Березиным? В это время у него обычно сидят Молчанов и Крутиков — попрощается и с ними. Что только сказать, если спросят? Скажет, что — за Володей, а остальное неважно.

Поймут ли? Или возненавидят? А может, убьют ее. Соседи ее — Розовы — по разным сторонам разошлись, кто с винтовкой, кто с наганом. Отец и сын…

Реальность все большим потоком обрушивается на нее, и теперь уже спрятаться от нее невозможно.

Придется решаться. И открывать глаза.

Варя настойчиво стучит в давно не крашеную дверь, а потом наудачу легонько толкает ее. Ботинок вступает в липкие пятна на полу, и в нос ударяет страшный запах свежей крови. Едва дыша, Варя проходит прихожую и останавливается на пороге залы.

За столом сидит Паша. Лицо его, белое с синюшными губами, обращено ко входу. Из простреленной головы течет слабая струйка крови. Рядом с ним на кожаном диване навзничь лежит Крутиков с широко распахнутыми глазами. На его рубашке в нескольких местах алеют красные пятна. У темно-коричневого буфета, у стены полусидит Молчанов, зажав в руке револьвер, вместо лица у него — кровавое месиво. Раздавленные очки валяются на полу.

Издав горлом клокочущие звуки ужаса, Варя разворачивается и, с трудом возвратившись в прихожую, опирается рукой о стену, сдерживая тошноту.

За что? Зачем?

Задыхаясь, она выходит на улицу и зачем-то оборачивается. На снегу за ней остаются едва заметные бледно-красные следы. Варя отчаянно вытирает ботинки о снег, снова и снова, с яростным остервенением — а потом бежит, спотыкаясь и падая, через сугробы, к вокзалу. Когда сил уже не остается, она вытирает лицо ладонью и с усилием заставляет себя передвигать ватные ноги.

Невский — не узнать. Как давно она здесь не была! Дома и особняки все еще стоят, многие — с выбитыми окнами и заколоченными дверьми. Такие дома уже не нужны, как и люди, жившие в них. Слишком красиво! Недостаточно грубо! Недостаточно безлико! Замазать краской сейчас же!

Сколько людей! И каждый куда-то спешит. Варя старается быть неприметной, но потом успокаивается: в такой толпе — разве заметят? Она словно мушка в рое точно таких же мушек. Ведь к этому стремятся большевики. Все едины! Наверное, скоро изобретут одинаковые маски…

Если пришли за Пашей, значит, за ней придут завтра. Или послезавтра. Который день уже листовки призывают выдавать контрреволюционеров и сочувствующих царскому режиму. Варя вглядывается в окружающие ее лица — словно воздушные шарики. Дунет ветер — улетят. Но какие у них мрачные, горящие темной ненавистью глаза. Растоптать! Уничтожить! Выжечь огнем!

— Кто остановит это помешательство? — шепчет Варя, проталкиваясь сквозь толпу к входу на Николаевский вокзал. — Володенька, Володя, скорее бы тебя увидеть! Скорее бы к тебе!

Разве может человек убивать тех, кто родился с ним на одной земле?

Отойдя в сторонку, некоторое время Варя тяжело дышит, отдыхая, но крепко держит саквояж. Перед глазами у нее еще стоят образы расстрелянных друзей — и расстрелянного прошлого.

Паша, собираясь уезжать на Дон, был непоколебим: революция долго не продержится. Продержится! Варя видит это в лицах. Добровольческая армия не выдержит яростного натиска этих обезумевших диких зверей. За Россию можно сражаться и умереть, можно уехать и помнить, но вернуть — невозможно.

В толпе мелькает рослая фигура Володи, и любовь болью отзывается в Варином сердце. Если и жить — так ради любви. Она одна может спасти всех, так, кажется, Федор Михайлович говорил…

— Ты пришла, — говорит Володя взволнованно и целует ее замерзшую руку. — Что случилось?

Варя вдруг понимает, что по щекам текут горячие едкие слезы.

— Пашу убили. Березина. И его однокурсников, — Варя беззвучно всхлипывает, глядя в серые Володины глаза. — Ведь никто не знал, кто они. У Паши поддельные документы были — на всякий случай, еще сразу, как император отрекся, и семья уехала на юг.

Володя хмурится, но в его лице сожаления нет.

— Я говорил тебе, что оставаться здесь нельзя. Мне дали место на заводе и комнату в общей квартире. Вот только в Москве. Но ведь и лучше — город большой, кто к нам приглядываться будет?

— В Москве? — Варя смотрит на него непонимающе и вдруг смертельно бледнеет. — Новый человек… Новый человек — как новый вид. Безжалостный, бесчувственный, безбожный. Зачем, Володя?

Его лицо не меняется, только в глазах появляются холодные огоньки.

— Как думаешь, мне, бывшему офицеришке, квартирку дали? Как поверили, что на их стороне? Прижали они меня к стене, Варя, в угол загнали. Не верим тебе, что вдруг за нас хочешь быть, против этих белых сволочей. А я твои глаза вспомнил, Варенька, твои чистые синие глаза — и так жить захотелось, с тобой жить, и любить тебя — что выдал. Нас с тобой спас.

— Себя! — кричит надрывно Варя и прохожие нервно озираются. — Тебе, наверное, жена нужна, просто так не берут. А я уже… размечталась! Думала — вот, мир вокруг рушится, ничего не осталось — но любовь-то, любовь жива, всегда жива будет. За нее, как за соломинку, ухватиться можно. Но и та мертва в этом окаянном городе.

— Варя! Послушай, если хочешь выжить, придется жертвовать, придется вертеться…

— Ненавижу тебя. И себя — ненавижу! Для чего родилась? Для этого? — Варя подбирает саквояж и широкими шагами идет прочь.

Володя хватает ее за рукав и резко разворачивает к себе.

— Куда ты идешь, глупая? Нельзя тебе назад! Заберут тебя сразу — я квартиру назвал, где ты жила. Варя, но ведь ради нас, клянусь… Тут или мы — или нас!..

Варя растерянно запускает пальцы в мокрые от снега волосы. Некуда идти. Некуда! И денег совсем нет. Паши не стало, а, значит, и еды. Теперь или с голоду умереть, или работать на новых людей. Сколько же денег осталось? Варя опускает руку в карман и вдруг нащупывает револьвер.

Значит — борьба.

Можно ли остаться в стороне в это ужасное время? И как только она так долго пряталась от настоящего, притворяясь, что в нем живет? И молчала — когда Россия говорит на двух совершенно разных языках! Один — вроде бы знакомый, но изменившийся, огрубевший. Второй — непонятный и сладкий, полный тайной лжи.

Которому из них учиться?

— Отдай билет, Володя, — сквозь зубы произносит Варя, с ненавистью глядя в его глаза. — Раз нет никакой чертовой любви, кроме любви к себе, я поеду в Москву, а оттуда — на Дон. Пускай умру — но буду знать, за что умираю. За честь. За красоту. За прошлое. У меня в кармане револьвер. Не отдашь — застрелю. Мне терять теперь нечего. Ты мой ветер, Володя, ты вышвырнул меня в самую язву событий — не вернуться.

Оторвавшись, к дереву уже не прирастешь.

…Володя что-то надрывно кричит ей вслед, но Варя поворачивается к нему спиной и закрывает уши ладонями.

Так бы навек и закрыла.

Пронзительно гудит подошедший паровоз.

Черный дым яростными клубами вырывается на свободу.

Противный, словно человеческий, визг — и красные колеса послушно замирают.

Варя, поглаживая одной рукой револьвер, другой цепляясь за саквояж, останавливается на краю платформы и зло смотрит на прибывающие и прибывающие из здания вокзала роты.

На занесенных снегом шапках — красные звезды.

Солдаты с мрачными лицами в серых шинелях, проходя мимо нее, равнодушно молотят сапогами белый снег.

Глава опубликована: 30.08.2018
КОНЕЦ
Фанфик является частью серии - убедитесь, что остальные части вы тоже читали

Страницы истории

Нас много, и каждый из нас - страница истории.
Автор: Lira Sirin
Фандом: Ориджиналы
Фанфики в серии: авторские, все мини, все законченные, General+PG-13
Общий размер: 146 Кб
Еретик (джен)
Ронсеваль (джен)
Отключить рекламу

Предыдущая глава
20 комментариев из 42 (показать все)
Lira Sirinавтор
Читатель 1111
Тогда не то что друзей предавали - отцов и братьев убивали
Круги на воде
Автору приятно, что его узнали.
И песню эту люблю! Особенно строки про "если б все не зря"...
Я думаю, Варе и таким варям выбрать новую жизнь тяжело - ведь она непонятная, чужая, да еще и вечно на тебя с осуждением смотрят. Что будет с ней дальше- выживет или погибнет? Или будет мучиться, но потом придет к новой жизни... Тогда мне кажется, нельзя было предсказать и следующее утро.
И вы правы - правых нет и быть не может(
Аноним
Я знаю. Но до самого финала был уверен уедет с ним....
Lira Sirinавтор
Читатель 1111
Можно ли винить человека в желании жить? Хоть так- но жить. Березину и другим давно пора было уехать, конечно.
Нам всем невозможно понять, наверное, какой тогда был беспорядок и ужас(
Еще раз скажу, что это потрясающе. Лично я здесь увидела булгаковскую "Белую гвардию". И по атмосфере, и по персонажам, и по отношению "все жертвы, только вопрос в том, как они будут выплывать".
Lira Sirinавтор
Mangemorte
Ох, вот за "Гвардию" спасибо, автор даже удивлен, что у него похожесть мелькает. И благодарю за реку и приятные слова!
Аноним, а почему удивлены? Ситуации очень похожи. И та же атмосфера - сочетание неизбежности изменений с внутренним нежеланием их принимать. Понимают, что надо, что без этого принятия никак не выжить, но так сложно сделать этот шаг.
Lira Sirinавтор
Mangemorte
А просто цели не были попасть в схожесть, так что это приятное удивление.) Все-таки описывать ту эпоху чертовски тяжело, даже очевидцам той эпохи непонятно было, что же творится вокруг, а уж нам...
Аноним, и правильно. Самые красивые сходства получаются именно так, случайно. И про тяжесть я с вами согласна. Полный хаос. То, что вы смогли в этом хаосе выбрать и нарисовать прекрасную картину - действительно чудо.
Очень интересно в плане реконструкции исторической ситуации, но как-то очень мало сюжета на такой объем в отрыве от исторической драмы. Хотя, наверное, тут сказывается моя нелюбовь к спекуляциям на трагедиях прошлого.

В политике Варя всегда была несведуща, и всеобщее ликование о отречении императора не разделила.
Здесь: об?
Lira Sirinавтор
Lasse Maja
Спасибо! Да, там косяк.
Ну, наверное, особенно много сюжета здесь и не задумывалось, ощущение и чувства здесь важнее. Для сюжета по такой теме надо роман писать :)

А что значит "спекуляция на трагедиях прошлого"?
Аноним, это когда кто-либо хочет создать аццкую ДРАМУ/ТРАГЕДИЮ, но в голову ничего не приходит, и автор обращается к истории. В историческом прошлом что драмы, что трагедии - больше, чем хотелось бы. Это на самом деле в разы более добросовестный и общеполезный подход, чем высасывать страдашки из конечностей. Но когда я вижу текст, в котором сюжетная драма подменяется исторической, в голове вспыхивает красная лампочка с надписью "ЧИТ!" и мешает разглядеть иные достоинства текста))
Lira Sirinавтор
Lasse Maja
Поскольку мне интересно это время, то стало интересно создать своего героя в этом времени. Писать драму ради драмы и что-то чем-то подменять - это не ко мне, и уж тем более читерить - тоже не ко мне.)
Аноним, приятно знать))
Великолепная история! Передает дух времени, надлом, страх и смятение, расколотый город, разбитое, как ваза, прошлое. И название отличное.
На шпильке
Это же моя любимая тема в истории - Гражданская война (и как же я не догадалась по названию?)! Вам отлично удалось попасть в эпоху (впрочем, как всегда): раскол в обществе, раскол в сердце. Люди всего лишь хотели быть счастливыми, но время безжалостно топчет их мечты, разводя по разные стороны: они ведь оба только жертвы революции. Она - не хочет отрицать прошлого, в котором выросла и которым всегда жила. Он - юным влюбленным офицером пережил войну, а теперь просто хочет выжить любой ценой. Никто ему не судья, как и ей. Он сдал бывших друзей, она говоря с людьми на улице, держит палец на курке револьвера в кармане. Это не они выбрали разные дороги, это время такое.
И Петербург! Он всегда - как отдельный персонаж, который живет своей многогранной и переменчивой историей, а здесь - переживает тот же раскол, что и люди. Как же я хочу скорее снова увидеть этот город, чтобы напиться его историей! (Ох, ваши описания улиц всколыхнули воспоминания, теперь буду тосковать до самой весны, пока снова их не увижу).
Lira Sirinавтор
Home Orchid
Спасибо! Приятно, что заглянули)
На шпильке
Приезжайте в Питер, он всегда ждет :) Правда, бывает суров погодой, но что делать.

Да, вы как всегда поняли настроение моего текста, и я согласна, что винить за желание жить тоже невозможно...
У вас невероятно сильные работы, автор. Спасибо за очередную мощь.
Бусым волком воет декабрь,
Мир, наверно, сошел с ума.
И на небе серая хмарь,
И в душе - чужая зима.
Выбор страшен и все же прост,
В красно-белую круговерть
Выбираешь не звездный мост,
Выбираешь лишь свою смерть.
Lira Sirinавтор
клевчук
Какая жуткая и красивая рекомендация! Спасибо.
Цитата сообщения Lira Sirin от 21.09.2018 в 17:05
клевчук
Какая жуткая и красивая рекомендация! Спасибо.

вам спасибо за историю.)
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх