↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарий к сообщению


29 июня 2020
Романтизация насилия - это нормально в литературе, если перед нами трагедия. То есть, если сначала описывается персонаж, который от себя романтизирует насилие, упоен насилием, а потом показывается его развенчание, когда он становится сам жертвой ("Механический апельсин") или же описывается его раскаяние или же просто уход от насилия, прозрение. Романтизация насилия ненормальна, когда происходит:

1) Смакование сцен насилия как авторская позиция. То есть не просто описание пыток или насилия, а именно смакование, солидаризация с насильником без отстранения от его позиции.
2) Смешивание игрового насилия с реальным. Страдания жертвы описываются в рамках некой БДСМ-игры, в которой жертва "любит" насилие, но при этом автор постулирует, что на деле жертва от него страдает. То есть сознание самого автора раздваивается.
3) Натуральное описание наиболее страшных сцен - педофильное изнасилование, каннибализм, превращение в живого мертвеца, превращение человека в уродливое, отвратительное животное с потерей речи и разума, описание ада и тотальной отверженности (т.н. "кровавый лабиринт", кстати, если что можно вспомнить ту же игру Doom, в котором ужас снят тем, что ты управляешь мстителем в таком лабиринте, а попробуйте себе представить жертву в таком лабиринте), модель "тотального контроля", когда человек становится полной и абсолютной заводной игрушкой в руках всемогущего мучителя.
4) Торжество абсолютного зла. Описание того, что все в мире зло, кругом одни злодеи и мерзавцы, куча пыток, потом злодеи всех убили, съели, закопали и над могилою потанцевали. И занавес с ликующими злодеями. В этом случае даже если не было натурных описаний и смакования насилия (просто тупое перечисление) возникает вопрос - а зачем?
5) "Черный юмор" в рамках "достоверного насилия". То есть пытаются и детально показать страшные вещи и "сыронизировать", "поржать" над этим. Например, помочились на могилу невинно замученного и "ой, как классно струя пошла!" и проч. Это - запредельный цинизм, жестокий эксперимент над читателем.

В то же время описание жутких страданий главных героев, страшной реальности, где все всех насилуют и пытают, но при этом есть персонажи, которые активно пытаются это все прекратить, мстят насильникам, зачастую жестоко - это имхо нормально. Нормально, даже когда уровень насилия запредельный (если при этом он оправдан сюжетно). Люди показаны как не сломавшиеся и не принявшие жуткую "реальность" - пусть весь мир будет такой, я один буду не такой. Хотя да, даже сами авторы (т.к. они нормальные люди), бывает, не выдерживают такого повествования, бросают такие произведения, не дописывают их. Я знаю фантаста, писавшего на стыке фантастики и фэнтези, который описал "планету насилия и пыток" (там допущение такое, что поставили излучатели над планетой, которые раскрепощали в людях сексуальные и агрессивные инстинкты). В результате "сошедшего с ума тестостерона" фэнтезийное средневековье превратилось в ад, где весь этот садизм был вынужденно узаконен государством как выход из тупика постоянного полового насилия всех над всеми (причем там симметрично описано в одном месте планеты мужчины превратили всех девушек и женщин фактически в секс-рабов, а в другой женщины сделали то же самое с мужчинами). И в этот мир попадает человек с Земли (который, естественно, считает творящееся кругом жуткой дикостью, дикостью, потому что это закреплено в законах и обычаях). Это ломает ему психику и он превращается в "спасителя" (тем более, что в руках у него оказывается сильный артефакт и пророчество о том, что придет некто, кто прекратит этот ужас). Кончились эти книги тем, что главгера обезвреживают, отнимают артефакт и заточают, лишая любой магии Дальше автор заявил, что он не может больше это писать (цикл был не закончен сюжетно), что данного уровня описания пыток и насилия он не выдерживает, и даже попросил прощения, что вообще это начал писать (до сих пор он считает эти романы худшими произведениями - они вызвали настолько сильное отвращение у автора, что он хочет их забыть). Вот вам пример (тут роль сыграло еще и то, что первый из этих романов фэнтези автор реально первоначально писал в более жестоком виде и даже зачем-то назвал "порнороманом", хотя никакого особого "порно" я там не нашёл. Кстати автор этот первый роман быстро переписал и самую жесть оттуда удалил, но в сети первая версия все равно гуляла, поэтому видать автора мучила совесть за то, первое произведение).

Короче говоря, зло может быть отвратительно и ужасно, мир может быть кровав и жесток, но в нем должно быть добро, пусть даже "искаженное", "с кулаками" и проч. Если этого нет, если перед нами пытки ради пыток, ужас ради ужаса, зло ради торжества зла - зачем это нужно вообще? Кто это будет читать, кроме извращенцев или маньяков или просто больных людей? Романтизируйте жестокость тех, кто мстит насильникам, романтизируйте зло того, кто потом раскаялся во зле, вообще - это нормально (относительно, конечно). Вон у Достоевского все персонажи с огромным перебором и "надрывом" для реалистичной прозы страдают. И даже зло вроде как "побеждает", но если приглядеться, то оно полностью развенчано. Оно уничтожает само себя. У С. Кинга тоже есть произведения, где куча трупов. Но они учат чему-то. Например, тому, что даже праведная месть может привести в ад ("Кэрри") или что желание следовать за общепринятым мнением может тебя убить ("Долгая прогулка") и так далее. И да, у С. Кинга были сцены в произведениях, которые подвергались жестокому осуждению. Но они всегда были сюжетно мотивированы, а сам роман чему-то важному учил.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть