↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Magla
18 февраля 2023
Aa Aa
#Киномарафон имени #Сато_Такеру часть 5 (а тега про дорамы не будет, потому что сегодня чистый полный метр и никаких сериалов, вот!)
Социальное кино по-японски, как обещала.
Вообще, фильмы с явной утилитарной подоплекой (социальные, экологические, патриотические…) я не жалую. Не потому, что считаю их ненужными, а потому, что в искусстве, кмк, не должны быть видны «швы», по которым можно с первого взгляда определить направления и цели, ради которых кино снято. Найти смысл и значение происходящего на экране – работа зрителя. А работа режиссера и всей команды – спрятать этот самый смысл в историю так, чтобы искать было интересно))) Как я искала и что нашла, расскажу и вам.

Тем, кого не защитили, 2021, 134 минуты (護られなかった者たちへ).

В аннотации смысл спрятан так надежно, что я много раз пролистывала фильм в обзорах (прежде чем купилась на вау-дуэт Абэ Хироши и Сато Такеру)):
Спустя 9 лет после землетрясения 2011 года в префектуре происходят два убийства. Обе жертвы были убиты одинаково жестоко, поэтому детективы предположили, что за убийствами стоит один человек. Вскоре подозрение падает на недавно освободившегося из тюрьмы Тонэ Ясухису.
Драма. Детектив. И да, вопреки аннотации, самое настоящее социальное кино (в хорошем смысле слова). Не буду описывать, какие именно проблемы оно вскрывает, потому что это будет глобальный спойлер. Но фильм сильный, тяжелый, пожалуй, даже жестокий (и к героям, и к актерам, и к зрителю). Абэ Хироши играет детектива, потерявшего семью во время землетрясения. А Сато Такеру как раз тот очевидный подозреваемый, которого зрителю после нескольких сцен подозревать очень не хочется. Остальные актеры тоже на уровне. Нехронологическое повествование заставляет прикипеть к героям всем сердцем. Потом будет больно. Да. Еще сильнее, чем вначале.
В Японии фильм выпустили к десятилетию трагедии. Зрителями он был принят хорошо, взяв третье место в прокате и собрав внушительные сборы. Сильные люди японцы. Я бы на такое в кинотеатр идти не решилась. Но посмотрев, не пожалела.
Холодные краски, скупые пейзажи, руины, трущобы… Никаких красивостей, но ничего случайного.
И Сато Такеру здесь предстает в актерской «наготе». Он проживает свою роль, не прикрываясь ни спецэффектами, ни гримом, ни историческими костюмами, ни красотой. Его герой – озлобленный маргинал, который на наших глазах проходит трудный путь душевного исцеления. И то, что случается после, заставляет зрителя мучительно искать отгадку, не доверяя самому себе.
Социальную проблематику режиссер вырезает прямо на сердце. Скальпелем. Но ощущения «пожалейки» и одноногих собачек у меня не возникло.
И хотя уже никого не вернуть, послевкусие самым парадоксальным образом остается не безнадежное, а едва ли не светлое.
Советую. Но с осторожностью. Потому что тяжко.

Обыкновенная ночь, 2019 (ひとよ). 123 минуты.

Мне больше нравится название «За одну ночь», но суть и так, и так сохраняется. Кинопоиск дает следующую аннотацию:
Одной ночью происходит некое событие, которое затрагивает жизнь женщины и троих ей детей — старших сыновей и младшей дочери. После этого дороги всех четверых разошлись в разные стороны, а 15 лет спустя члены семьи встречаются вновь.
Событие не названо сознательно. Тема в Японии табуирована настолько, что сменить фамилию в таких случаях активно предлагают полицейские, приехавшие на вызов.
Очень тяжелая, тягучая и мрачная история, нарисованная крупными темными мазками. Режиссер знает, что делает, уверенно перебирает фокалы персонажей, раскрывая их проблемы, обиды и разочарования. Старший сын переживает трудные времена из-за неспособности нормально общаться. Второй сын (роль Сато Такеру) работает журналистом-фрилансером и пребывает в творческом кризисе. Дочь отказалась от своей мечты быть парикмахером и работает в закусочной. Есть и другие фокалы… И только один взгляд от нас закрыт. Это мать. Мы видим ее глазами взрослых детей, но до конца не уверены в том, что именно она чувствует, думает и почему приняла такое решение. Только один раз режиссер приоткроет эту тайну. Не знаю, что вы почувствуете. Облегчение? Недоумение? Разочарование? Для меня все встало на свои места, и я внутренне приняла ее поступок. Про актрису, играющую мать, даже говорить какие-то восхищенные слова неловко. Она играет как дышит. Интересно посмотреть и на дуэт братьев, потому что тот же братский актерский состав в «Поваре императора», но здесь совершенно иные акценты, краски и отношения.
Такерыч отыгрывает совсем уж темного персонажа. С такой мутью на дне души, что плакать хочется. Но реакции матери бесценны. И ради одного эпизода я готова это кино даже пересмотреть… Но нескоро.
Послевкусие с надеждой.
Если сравнивать с первым фильмом, то тот мне понравился больше, но этот тоже хорош.

Следующий экземпляр только для статистики. Мне не очень зашло.
Кто-то, 2016 (何者)
Пять студентов собираются вместе, чтобы делиться информацией по поводу поиска работы.
Социальная проблема тут очевидная: прессинг молодежи, высококонкурентная среда, игнорирование индивидуальности… Короче, взросление, как катастрофический процесс. Главный герой (Сато Такеру) тоскует от невозможности заниматься театральной режиссурой, которой он отдал все студенческие годы, а навыки беспощадного анализа реальности, которые могли бы пригодиться в театре, ничуть не помогают ни в общении, ни в любви, ни в карьере. Грустно, тоскливо, безысходно. И кажется (точнее, надеюсь), я не поняла о фильме чего-то очень важного. А пересматривать не хочу. Даже Такерыч не слишком впечатлил. И вотэтоповорот не впечатлил. Единственное, что поначалу было интересно, так это актриса, игравшая девушку, в которую безответно влюблен главный герой. Она же играла впоследствии трагическую любовь юного Кенсина. И знаете что? Она здесь совершенно, абсолютно, категорически такая же, только вместо кимоно современная одежда((( Р – разочарование.

Зато напоследок я вам приберегла светлое, доброе, невероятное и про любовь)))
А кто сказал, что социальное кино – это обязательно про тлен и безысходность? Когда режиссер рассказывает нам, что живет один человек, не такой как все, и этим он счастлив, это ведь тоже социальное кино. О проблемах и взглядах общества со зрителем в таком случае говорят методом «от противного». И позволяют ему самому задавать себе вопросы и отвечать на них) Обычно это фильмы документальные. Но иногда встречаются такие истории, что их хочется экранизировать. Вот одна из них:

Восьмилетняя помолвка, 2017 (8年越しの花嫁). 119 минут.

Сняли бы такое кино по придуманному сценарию, я бы первая сказала: «Не верю»! Потому что три невероятных совпадения в рамках одной жизни? Я вас умоляю! Не тащите рояли в кусты, это неэкологично! Но история совершенно реальна и произошла за несколько лет до описанных в фильме событий, с самыми простыми людьми. В идеале бы смотреть совершенно без спойлеров, но как, если они есть даже на обложке фильма?(((
Короче, один мужчина 8 лет подряд бронировал в свадебном зале одну дату. Почему? Потому его невеста перед свадьбой заболела, а потом впала в кому, а когда очнулась (через три с лишним года), то стала просто «чистым листом». Снова учиться ходить, говорить, вспоминать… А он был рядом. До работы, после, в выходные… И ждал. Такой вот Хатико в человеческом теле. И нет, не трепетный мальчик, начитавшийся романтических книжек, а простой работяга. Вам мало ангстофлаффа? Ха! Это еще не конец! Потому что когда его невеста
восстановилась,
она его… (да не читайте вы спойлеры, если собираетесь это посмотреть, ну!))
не вспомнила(((
Всё, хватит спойлеров)))
Фильм неторопливый, чуть отстраненный. Режиссер (кстати, тот же, что и в «Тем, кого не защитили») вероятно намеренно выбрал такую, напоминающую документальную, манеру повествования. За героев переживаешь, но никаких «страсти в клочья» или «крик в подушку». Я и всплакнула всего три раза, не больше))) Много красивой видовой природы, много медицины, хотя никаких особо шокирующих кадров не будет. И много любви. Простой, честной и верной. Это случилось, режиссер нам рассказал. Никаких сверхзадач. Но хорошо.
А после фильма не поленитесь найти реальную историю, фотографии и небольшое видео с реальной свадьбы и интервью тех самых людей. Их зовут Хисаши Нишизава и Маи Накахара. Кстати, актеры очень похожи на своих прототипов. Сато Такеру почти один в один. Девушку, конечно чуть приукрасили, особенно в момент свадьбы, с которой в реале, похоже, торопились как могли, но если смотреть фотографии уже из обычной жизни пару лет спустя, когда все гормональные препараты перестали добавлять героине истории лишний вес, то она тоже очень похожа) Ах, да, эта актриса играла в "Кэнсине" Макимаши Мисао. Кстати, роль в «Помолвке» ей досталась совсем непростая, учитывая, что большую часть фильма пришлось играть тяжелого инвалида.
А как Такерыч сыграл хорошего доброго парня? Очень хорошо, разумеется)) Кстати, отличная же тема для следующего обзора? «Хороший добрый парень». Такие роли у Такерыча есть, причем в ассортименте) Так что до следующего раза! Спасибо за терпение!

つづく。
18 февраля 2023
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть