↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Fluxius Secundus
3 сентября 2018
Aa Aa
#ПЛиО #цитаты #ып #возможно_баян #на_память

Ворона в снегах клюет зерно, или Что ж у меня все-таки с Мартином
Я его все-таки не люблю и не полюблю уже, похоже. Понимаю, что странно звучит, учитывая, что я и в фотосессии снимался, и на игры ездил (и, может, еще поеду) - но именно как автора и как художественное пространство - нет, не могу я это полюбить и как-то внутрь себя значимо принять. Хотя некоторые фанфики по этому сеттингу обожаю до дрожи - ну так на то ж они и фанфики.

Суммируя, почему, могу выделить несколько явных вещей.

Primo. Автор позиционируется (и позиционирует себя) как "жесткий реалист в пространстве фэнтези", всего с несколькими фантдопущениями (типа сумасшедших сезонов и наличия мифических животных). Вроде как средневековый быт и нравы переданы настолько близко к реальности, насколько возможно. Это - сразу же и с бедра навскидку явная неправда.

Средневековье было работающей системой, товарищи, и оно проработало долго и хорошо, срубила его только Черная Смерть, которая отыграла роль ядерной войны и зомби-апокалипсиса одновременно. И то, что только глобальная чума, приплюснутая глобальным же похолоданием, смогла выбить европейскому феодализму хребет, что-то да говорит нам об нем, не так ли? Конечно, феодализм даже близко не был идеален, но он был эффективен, представлял из себя работающую систему "сдержек и противовесов". Кровавый кошмар всеобщей раздробленности и беллум омниа контра омнес, который мы видим в XIV-XV веках - это как раз следствие климатически-эпидемиологического коллапса, который в это время имел место быть. Долго такой жуть продержаться не мог никак, и уже к XVII веку люди пытаются выстраивать эффективные системы вместо феодализма, а после Тридцатилетней войны - успешно выстраивают таки, именно потому, что крови очень сильно хватило всем.

Мартин пытается показать мир, который живет по законам безумной раздробленности типа "глубокий кризис феодализма" тысячелетиями, и только Таргариены с их авиацией сумели на время приостановить всеобщую тягу к разрушениям и насилию. В реальности люди прекрасно строили договороспособные общества без помощи драконов. Мартин обожает сеттинг Войны Роз, и изначально Вестерос отстраивает именно от него - там и правда было что-то похожее; но вот только Война Роз - это как раз контекст Холода и Чумы, а Мартин расширяет его на большую историю континента.

Это не реализм, это подделка под реализм, выстроенная в форме "черной легенды". На самом же деле между "золотой легендой" кого-нибудь типа Толкина или даже скорее Льюиса и "черной легендой" Мартина как раз примерно и помещается реальность, не сползая на деле ни туда, ни сюда.

Secundo. Для автора-реалиста Мартин преступно. Небрежен. В деталях. И. Конкретике.

Вороны едят зерно. Ночной Дозор веками приключается за Стеной во всем черном, на снегу-то. И не мерзнет в коже и сукне. В краях вечной мерзлоты растут ДЕРЕВЬЯ и откуда-то собирается многотысячная армия дикарей (в реальности любые тундровые и арктические племена принципиально малочисленны). Дотракийцы кочуют в степи на больших и прекрасных лошадях (что эти лошади едят? монгольская лошадь - это по сути пони, красавца-скакуна травой не прокормишь). А еще они же живут, прости господи, набеговым хозяйством, при этом собирая многотысячную же орду (в реальности у любых многочисленных кочевников хозяйство организованно-производящее, сложнейшие скотоводческие системы, а добыча с набегов - это так, приварок). Та же фигня с Железными Островами (откуда у них этот флот и эта культура, если они живут набегами? Реальные викинги были устряпаться как круты в плане хозяйства, культуры и технологии, а в набеги ходила малая часть населения). Религия непонятно как и каким образом развивается по десяти моделям одновременно, при этом никак не влияя толком друг на друга и не образуя исторических форм. Все это почему-то переживает кошмарную культурно-техническую стагнацию на протяжении тех самых тысячелетий - тому же Толкину на зависть (и здесь нет никакого фактора типа эльфов, который мог бы хоть как-то работать искусственным сдерживателем). Все это ломает вторичную веру в хлам и мясо, оставляя некое общее недоумение вида "автор, а зачем тебе вообще весь этот мир вокруг войны Роз, если ни в чем, кроме войны Роз, ты толком и не разбираешься?" Это как вечно мучающий меня вопрос "нафига Камше морские бои". Непохожие братья в лице ДжРР и ВВ вообще странным образом похожи.

Tertio. То, за что Мартина хвалят более всего - экзистенциальный реализм. То, что [s]майяр чурлёнис[/s] валар моргулис - "все смертны" и звездец может придти за каждым, нет "избранных" и "героев", люди равны перед безжалостным миром.

Вот это - пожалуй - мое главное и базовое разочарование в нем. Именно в самом нем как авторе. Потому что на самом деле это обман, и он играет с читателем в не вполне честную игру. Возможно, это мое ощущение изменится, когда он допишет книжки... но пока что чем дальше продвигается сюжет, тем сильнее оно у меня становится.

На самом деле основной принцип Мартина - не "умереть может каждый, и избранных не существует". Основной принцип - "умереть может каждый, если он - не священный король". Это все та же модель - если что, более архаическая, чем даже толкиновская - при которой особая кровь хранит от "несюжетной" смерти и придает особые способности, в особенности в том случае, когда ее носитель еще и достоит своей ноши. Окончательно я понял это, когда Джон Сноу обернулся Таргариеном (да, я в курсе, что в книге этого пока напрямую не сказано; но что-то я не думаю, что настолько важный ход сериальщики выдумали из головы, да и намеков в текстах на это преизбыточно). По сути мы имеем здесь все ту же совершенно классическую европейскую историю про "скрытого принца" и еще более старую индоарийскую историю про "деву, сражающуюся вместо мужчин", не без изящества скрещенные вместе. В самом по себе этом и не было бы ничего плохого. Плохо тут (для меня и из моих глаз) только то, что "для верибельности" эта довольно-таки старинная и несколько навязшая в зубах модель обернута в псевдореализм - и ради этого с читателем играют в эмоциональные качели типа "привяжись к герою, а я его убью". Но все равно у нас есть "статисты", пусть и значимые в какой-то момент сюжетно, и Главные Герои. Как везде. В чем структурная и онтологическая разница между Джоном & Дени и всеми справедливо обруганным Рокэ Алвой - объяснить мне не сможет, наверное, никто (ну, разве что кроме того, что сами они пообаятельнее будут за счет авторского таланта, чем бедолага Первый Маршал).

Я не то чтобы отрицал за авторами право на подобные хитрости - в конце концов, почему бы и не сыграть старинный сюжет на новый лад - но ведь хвалят Мартина именно за деконструкцию старых сюжетов, именно это является как бы "маркером его уникальности", и он сам не может этого прекраснейшим образом не понимать. Это извне мира. А изнутри мира - мне просто обидно, что все эти офигенные ребята, которых Мартин умело вывел и заставил меня их полюбить, мучительно умерли просто потому, что должны составить пьедестал из трупов для Восхождения Героя. В действительном мире "всеобщей дешевой смерти" это было бы хоть как-то структурно оправдано. В мире, где есть Избранные - это становится довольно спорным этически приемом. В особенности если критерием Избранности действительно является всего-навсего кровь и миссия Мерови... Арту... Исиль... Рака... бррр, Таргариенов.

Я отлично понимаю, что это сугубо эмоциональная реакция, но я и говорю ведь о своих эмоциях.

Суммарно и кратко - вот по всему этому из меня таки и не выйдет "мартиниста".
3 сентября 2018
20 комментариев из 26
Lados Онлайн
Clegane , и Джон, сын Рейегара (с самой первой книги почти не скрываемо) - не ответ, но вопрос, тот же самый, что с Эдриком Штормом: а можно ли так? А можно ли ради великой цели рушить человеческие жизни, а был ли Рейегар прав, если у него и вправду родился Обещанный Принц?..

(И поскольку Мартин чёртов гуманист, ответ какбэ очевиден.)
Меня больше проблемы с географией, расстоянием (временем на путешествия), плотностью населения, размером войск и прочее такое напрягли, когда давно еще первые тома читал.
Lados Онлайн
финикийский_торговец , а их никто и не оспаривает, как и абсурдную хрень с трёхсотметровыми ледяными стенами, например.
И то, как автор во второй части нагло и до уровня антирояля "играет против" Старков.
Как бы у него не вышло на мир "Злоцветов". И меня в этом плане Нисса-Нисса беспокоит. Если видения Дени в Кварте правдивы - как минимум Роб Старк тогось, и каменный боец, но тут 50%, то кто кого замочит, чтобы победить Иного, если Станнис = это синеглазый король?
Lados Онлайн
Clegane , вариантов масса, начиная с "себя, потому что в жертву можно приносить только себя" (мораль, неоднократно тыкавшаяся в читателя) и до "Дрого, потому что она уже его убила ради Светоносного=Драконов".
Lados
Не оспаривают, зато критикуют "моментально" построенный флот Эурона
Адский Бетономешатель
Флотом в такие времена армию за один заход обычно не перевозили кстати. Но я до того, кажется не читал а по сериалу судить не буду.
А с Дени смешно то, что яещеренок, оказывается, не результатт проклятья, а чисто Тарговская беда, по "Принцессе и королеве". То есть ей тупо надо еще раз забеременеть, тогда будет обычный ребенок. Но она этого не знает! А у Эурона особого флота по книге и нет.
финикийский_торговец
Тут даже не кол-во критикуют, а то, что у него не было флота, а через несколько месяцев, если не меньше, Р-РАЗ!, и огромный флот. Противоречит, мол, срокам теоретического строительства.
Lados Онлайн
Clegane , в "Принцессе и королеве", справедливости ради, это таки слухи, а в случае жён Мейгора колдунство вполне имело место быть.
Так нет у него такого флота, флот должен быть у Дени, Вороний Глаз послал за ней брата.
М.б. я давно просто выпала из разговоров о Мартине, но сеттинг Войны Роз был несколько ВНЕЗАПЕН. Вроде же он вдохновлялся сеттингом французских династических разборок, описанных Дрюоном в "Проклятых королях"? Ну, или нет.
Lados
А кто ж их знает. Но эта штука появлялась два раза, причем во втором случе у той женщины были и нормальные дети.
Венцеслава Каранешева
Сериальщик! Не платил он железную цену!
Ну, при всей моей любви к ПЛиО зерно правды тут есть. Правда как мне кажется вопрос скорее не в самом Мартине, а в восприятии этой истории массами. Да, меня, вроде в истории и "правдоподобии" не разбирающегося вообще, немного вымораживает когда начинают говорить что мол вот Мартин то не этот ваш Толкин. Реализьм!

Блин, вот Битва Пяти Воинств, хочется каждый раз сказать, описана куда лучше вообще всей ПЛиОвойны.
И пару слов о том, почему мне нравится Мартин (или, скорее, нравился в первых трех томах, потому что дальше перестало тащить, и я бросила, чтобы не растерять ни капли былой любви). Именно потому, что на фоне жанра фэнтези в целом - он офигенный реалист. И дело не в правдоподобности, не в точности фактических деталей, не в наличии исторических аналогов, не в минимуме фантастических допущений - не в чем из этого.

Просто потом, в эпоху после Мартина, ты берешь практически любой том, читаешь синопсис и тебя корежит от искусственности написанного в нем. Фэнтези как жанр бежит от действительности, от реальных людей, от реальных проблем, от реальной боли и реального счастья. А Мартин, при всех его многочисленных недостатках, повернут именно к ним. Он не прям с ними, но где-то рядом, как та самая истина.
Агась. Мартин умеет. Венцеслава Каранешева , гляньте еще про Тафа цикл и "Умирающий свет".
Венцеслава Каранешева
ну я хз говорить за фентези вообще...
такое...
Hannanana
Есть, конечно, вероятность, что у меня в процессе рандомного чтения сложилась не репрезентативная выборка книг этого жанра. Но - вряд ли, таки лет восемь практически ничего, кроме фэнтези и не употребляла, а читаю я много, в среднем по книге в два дня. Есть там реалисты и помимо Мартина, конечно. Та же Робин Хобб местами очень хороша в этом смысле. Ну и еще полдюжины авторов можно назвать, если хорошо подумать. И все-таки они - исключения. И когда на них натыкаешься - надолго охладеваешь к жанру вообще.
Почему никто не вспомнил про пана Сапковского и его вселенную Ведьмака? У Мартина, как бы странно, ни прозвучит, по сравнению с Сапковским ещё смягчено.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть