↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Читатель 1111
11 августа 2018
Aa Aa
Любопытно. В 19 веке и в сказках. Аленький цветочек . ив книгах Остров сокровищ уж больно много значило честное слово. Даже злодеям.
11 августа 2018
15 комментариев из 32
DianeK Онлайн
Не помню, что там было с "Аленьким цветочком", но умение держать слово чести - это вообще прекрасное качество. Добровольно данное - безусловно. Когда же на кого-то давят или угрожают, это другая ситуация, и здесь, по-моему, угрожающий не вправе объективно требовать выполнения. Другое дело, что даже в таких обстоятельствах не каждый пообещает, если не собирается выполнять. И это достойно.
Вы оглядываетесь на мир вокруг себя и видите мало чести. А потом читаете выдуманные псевдоисторические литпроизведения и видите там много чести. Вы делаете вывод что тогда было больше чести. Очевидно что это неправильный вывод.

Художественная литература это эскапизм. Процесс написания книги это побег от реальности в мир идеализированной сказки. Даже если произведение в реалистичном жанре, всё равно поведение персонажей есть порождение афторских фантазий о том "как оно должно быть". Даже в исторические книги авторы почти всегда пихают много своего фанона.

ИРЛ жизнь всегда была суровой и жестокой. Одно из самых неприятных явлений реального мира это Обман.

Стремясь хоть как-то сбежать от постоянных обманов авторы в своих виртуальных мирах раз за разом воспроизводят архетип "чести".
Так раньше на дуэли защищали честь себя,семьи , дамы. Конечно она много значила.
Поэтому даже не дворяне понимали, что хочешь быть благородным человеком - береги честь. Плюс еще все были верующие. Это тоже важно.
DianeK
Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая.

И, проговорив таковы слова, он подошёл и сорвал аленький цветочек. В ту же минуту, безо всяких туч, блеснула молния и ударил гром, индо земля зашаталась под ногами-и вырос, как будто из-под земли, перед купцом: зверь не зверь, человек не человек, а так какое-то чудище, страшное и мохнатое, и заревел он голосом диким:

- Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моём саду мой заповедный, любимый цветок? Я хранил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни. Я хозяин дворца и сада, я принял тебя, как дорогого гостя и званого, накормил, напоил и спать уложил, а ты эдак-то заплатил за моё добро? Знай же свою участь горькую: умереть тебе за свою вину смертью безвременною!..

И несчётное число голосов диких со всех сторон завопило:

- Умереть тебе смертью безвременною!

У честного купца от страха зуб на зуб не приходил; он оглянулся кругом и видит, что со всех сторон, из-под каждого дерева и кустика, из воды, из земли лезет к нему сила нечистая и несметная, всё страшилища безобразные.

Он упал на колени перед наибольшим хозяином, чудищем мохнатым, и возговорил голосом жалобным:

- Ох ты, господин честной, зверь лесной, чудо морское: как величать тебя -- не знаю, не ведаю! Не погуби ты души моей христианской за мою дерзость безвинную, не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить. А есть у меня три дочери, три дочери-красавицы, хорошие и пригожие; обещал я им по гостинцу привезти: старшей дочери - самоцветный венец, средней дочери - тувалет хрустальный, а меньшой дочери - аленький цветочек, какого бы не было краше на белом свете. Старшим дочерям гостинцы я сыскал, а меньшой дочери гостинца отыскать не мог; увидал я такой гостинец у тебя в саду - аленький цветочек, какого краше нет на белом свете, и подумал я, что такому хозяину богатому-богатому, славному и могучему не будет жалко цветочка аленького, о каком просила моя меньшая дочь, любимая. Каюсь я в своей вине перед твоим величеством. Ты прости мне, неразумному и глупому, отпусти меня к моим дочерям родимым и подари мне цветочек аленький для гостинца моей меньшой, любимой дочери. Заплачу я тебе казны золотой, что потребуешь.

Раздался по лесу хохот, словно гром загремел, и говорит купцу зверь лесной, чудо морское:

- Не надо мне твоей золотой казны: мне своей девать некуда. Нет тебе от меня никакой милости, и разорвут тебя мои слуги верные на куски, на части мелкие. Есть одно для тебя спасенье. Я отпущу тебя домой невредимого, награжу казной несчётною, подарю цветочек аленький, коли дашь ты мне слово честное купецкое и запись своей руки, что пришлёшь заместо себя одну из дочерей своих, хороших, пригожих; я обиды ей никакой не сделаю, а и будет она жить у меня в чести и приволье, как сам ты жил во дворце моём. Стало скучно мне жить одному, и хочу я залучить себе товарища.

Так и пал купец на сыру землю, горючими слезами обливается; а и взглянет он на зверя лесного, на чудо морское, а и вспомнит он своих дочерей, хороших, пригожих, а и пуще того завопит истошным голосом: больно страшен был лесной зверь, чудо морское.

Много времени честной купец убивается и слезами обливается, и возговорит он голосом жалобным:

- Господин честной, зверь лесной, чудо морское! А и как мне быть, коли дочери мои, хорошие и пригожие, по своей воле не захотят ехать к тебе? Не связать же мне им руки и ноги да насильно прислать? Да и каким путём до тебя доехать? Я ехал к тебе ровно два года, а по каким местам, по каким путям, я не ведаю.

Возговорит купцу зверь лесной, чудо морское:

- Не хочу я невольницы, пусть приедет твоя дочь сюда по любви к тебе, своей волею и хотением; а коли дочери твои не поедут по своей воле и хотению, то сам приезжай, и велю я казнить тебя смертью лютою. А как приехать ко мне - не твоя беда; дам я тебе перстень с руки моей: кто наденет его на правый мизинец, тот очутится там, где пожелает, во единое ока мгновение. Сроку тебе даю дома пробыть три дня и три ночи.

Думал, думал купец думу крепкую и придумал так: "Лучше мне с дочерьми повидаться, дать им своё родительское благословение, и коли они избавить меня от смерти не захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротиться к лесному зверю, чуду морскому". Фальши у него на уме не было, а потому он рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское, и без того их знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял, а снял с своей руки золотой перстень и подал его честному купцу
Вот. ну что это такое?
Показать полностью
Читатель 1111, вот просто интересно, кто бы на месте купца после решительного отказа трех дочерей, добровольно поехал бы на смерть к чудовищу?
Наблюдaтель
никто. в реале никто и не спрашивал бы... Вот в оригинальной сказке поняятнее. Пусть приедет дочь а то перебью всю семью. Гм....
Читатель 1111, размен сорванный цветок-собственная жизнь без меры принуждения просто смехотворен. Да, и если купец такой весь честный и порядочный, что дальше некуда, то выбросил бы он и цветочек и кольцо. В ближайший пруд. Ну а дочери бы купил что-нибудь нормальное, чтобы над ней, над дурой, сестры не угарали.
А вот скажем, если бы чудовище сказало отцу оставить все свои богатства, ну обоз там с золотом или что там у купца было, во дворце, так сказать под залог, а в обмен привести дочку, то тут уже появляется психология, душевные терзания, сложный выбор, предательство ребенка ради золота...
nadeys
Купер из той эпохи был
Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, по королевствам невиданным; продаёт он свои товары втридорога, покупает чужие втридешева
Барыга!
Мари Чи
Так тем более. Жилось тогда хреново и желание сбежать в мир фантазии было тем сильнее.
Честное слово много значило в те эпохи и в тех странах, где было сильно христианство. Ложь - это грех, искренне верующий человек не стал бы губить свою душу (чтобы вы понимали, не существует градации по "лёгким" и "тяжёлым" грехам; что убить, что солгать - последствия одинаковы). Это сейчас ложь стала обыденностью. Тогда же случаи лжи были единичными и громко позорными: кого раз поймали на лжи - с тем никто никогда дел иметь не будет. И отсюда презрительное "нехристи" и "креста на нем нет" - потому что нехристиане лгали, как и мы сейчас.
В те времена даже бизнес вели под честное слово. Никаких нотариусов-юристов, сказал купец, что приведёт деньги в следующем месяце - ему на веру товар и отдавали. И честное купеческое слово стоило очень-очень дорого, куда выше дворянского.
Соответственно, где-то после Смуты все начало слетать, и в петровскую эпоху ложь стала уже общеупотребительна. Разве что в среде староообрядцев держалось.
В Европе развал наступил раньше, и в основном из-за священничества, которое "показало пример". Лживость епископов и монахов вошла в поговорки, а там и простой люд подтянулся. В среде дворянства ещё некоторое время сохранялись рыцарские повадки, правда, осюда все эти дуэли.
Показать полностью
nadeys
Исторический факт. Иоанн Добрый добровольно пошел в плен,. когда сын сбежал из плена
Мари Чи
читая любые истории тысячелетней давности я всегда держу поблизости лампу и фигурального кота

тут блин в отношении Сталина каких только невероятных разоблачений ни придумывают, а вы категорично заявляете о фактах


опять таки, судя по википедийной статье, можно предположить что была ситуация ультиматума - либо один член французской королевской семьи спокойно сидит в английском плену, либо англичане вот прям щас объявят войну, устроют новый грабительский военный поход и в конечном итоге всю эту семью нафиг вырежут - честь тут очевидно ни при чём
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть